«Дети Белого Солнца» 30 апреля Национальный театр танца РС(Я) имени С.А. Зверева-Кыыл Уола пригласил на очередной показ спектакля «Дети Белого Солнца».
Публика, заполнившая зал Саха театра им. П.А. Ойунского, погрузилась в захватывающее действо, которое вызвало массу эмоций. После семи лет особенности постановки стали более зримыми, открыв новые грани исполнительского и актерского мастерства коллектива.
Началом стала документальная лента «Дети Белого Солнца – Якутия» в рамках проекта телекомпании «Мир» и Русского географического общества. Участие актеров в съемках вдохновило на создание балетной версии. Российская творческая команда ушла поглубже в якутские предания, архаические мифы и древний эпос тюрков, учитывая выводы историка-тюрколога А.И. Гоголева.
Сюжет взят из легенды о происхождении тюркского народа от Волчицы и Человека. Это легло в основу музыки, хореографии и сценографии. Спектакль освещает происхождение саха, коренных тюркской группы, тему национальной идентичности, всё это впервые получило отражение на танцевальной сцене.
Перенос взгляда из настоящего в прошлое всегда навевает много загадок и вопросов, на которые художник имеет право отвечать через своё творчество.
Богатый фольклорный материал, музыкально-вокальные элементы, танцевальные выступления и пластическое исполнение, национальная идентичность в сложном режиссерском постановлении спектакля впечатляют своей убедительностью.
Необычность авторской концепции в целом, разнообразие средств самовыражения, нешаблонность музыкальной и хореографической композиции искренне убеждают зрителя.
Уникальность данного произведения заключается не только в новом жанре вокально-хореографического этномюзикла, но и в оригинальном подходе к национальным образам, уникальном языке их движений, творческому воплощению режиссерских идей, глубокому эмоциональному воздействию, вокальных и музыкальных откровениях.
Инновационная суть спектакля проявляется в его содержании и форме, раскрывая широкие возможности и специфику хореографической концепции, уникальности танцевальной лексики в слаженном взаимодействии и вдохновляющем обогащении национальных традиций тюркских народов.
Основу любого хореографического произведения составляет музыка. Именно она стала одним из ключевых элементов, играющих важную роль в успехе спектакля.
Знаменитый композитор Рашид Калимуллин из Москвы, народный артист России и Республики Татарстан, председатель Союза композиторов РФ и Республики Татарстана, создал потрясающую музыкальную партитуру, выдающуюся свежестью, оригинальностью и профессионализмом высочайшего уровня.
Она несет в себе духовное богатство и красоту национального мелоса тюркских народов, чьим представителем является автор, уникальная, образная и мелодичная музыка волнует сердца и вызывает живой интерес у современного зрителя.
Музыкальная партитура представляет собой многогранный искусно переплетенный микс разнообразных тем и настроений. В ней присутствуют элементы любви и радости, тревоги и сомнений, веселья и надежды, грусти и нежности, трагедии и траура.
Ритмически остросюжетная и колоритная музыка наполнена архаичными этноэлементами, однако в то же время пронизана современными ритмами. Звучание произведения переливается от проникновенных и трогательных мелодий дуэтов и монологов к экспрессивным и динамичным сценам с бурными страстями отрицательных персонажей и другими запоминающимися моментами.
В буклете, представленном к премьере, композитор Р.Ф. Калимуллин поделился: «В этом балете я не использовал прямое, глубокое цитирование якутских мелодий, а работал со своими темами, которые опосредованно отражают красоту национального мелоса этого замечательного края – для меня важным было, чтобы в этом произведении преобладало именно авторское начало».
Партитура композитора органично интегрирует вокальные партии, основанные на якутском народном мелосе, где естественные голоса национальных инструментов оркестра смешиваются с звучанием их электронных аналогов, шумовыми эффектами, звучанием хомуса.
Отдельный колорит и уникальность принесла ансамбль «Кыл Саха», который вступил в сценическое действие в роли Божеств Верхнего Мира с живым исполнением на аутентичных якутских народных инструментах кыл-кылыhах, ох-саа мастера-изготовителя, талантливого исполнителя Руслана Габышева.
Однако сложность партитуры, включение вокальных партий, горлового пения, тойука потребовали создания фонограммной записи оркестра Национального театра танца, обработки звука и аранжировки музыки (Яна Сырбу, Одесса).
Уникальное звучание хора, вокала и соло – все это благодаря таланту хормейстера Светланы Смирновой из Одессы. Сложная музыкально-драматическая ткань и стилистика балета, заданные композитором, нашли свое отражение в уникальной национальной и изобретательной хореографии.
Георгий Ковтун из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана, лауреат множества конкурсов, является одним из самых творчески продуктивных и востребованных хореографов, который внимательно следит за современностью и потребностями зрителей и актеров. Во всех своих постановках он делает основной акцент на глубокие режиссерские решения, зрелищность, массовость, использование современных технических средств и световых эффектов.
Несмотря на то, что в балетном театре работает всего тридцать артистов, масштабность и великолепие постановок поражают: все они подчинены принципу Ковтуна – «все в театре должно быть в движении». В спектаклях Георгия Ковтуна нет статичных моментов, лишь бурная череда хореографических образов и безостановочный поток танцев.
В общее действие также вовлечены певцы из оркестра, которые естественно вписываются в общую картину и создают впечатление массовости. Солисты-вокалисты, сливаясь с полифоническим хором танцоров, также активно принимают участие в действии. Георгий Ковтун обладает глубоким знанием фольклора народов Севера: в 1980-е годы он руководил танцевальным ансамблем песни и танца «Эргырон», который исполнял музыку и танцы чукотско-эскимосских народов.
Танцевальная культура аборигенов продолжает поражать своей первозданной прелестью и красотой, звуча пронзительно и волнующе в этномюзикле. Хореография в этом исполнении отличается удивительной фантазией, разнообразием композиций, виртуозными поддержками и оригинальными рисунками, избегая шаблонных схем: здесь нет привычных линий, диагоналей или кругов.
Переносясь за пределы реальности, на сцене присутствуют люди и волки, обладающие яркими пластическими особенностями и уникальной лексикой. Хореограф мастерски экспериментирует с движениями, пластикой, жестами, рождая нечто совершенно удивительное, новое и уникальное. Особенно впечатляющей и сложной является лексика главных персонажей - как матери Волчицы и Таастимира, так и персонажей Айыы Куо и Тимир Уола.
Дуэты влюбленных, отличающиеся психологической тонкостью, воплощают в себе острую драматичность и напряженность сюжета.
В массовых сценах опытного мастера каждый участник постановки выполняет свои задачи, полностью погружаясь в происходящее на сцене. Не остается равнодушным трагическое прощание с вождем рода - Таастимиром, и звучание плача народа, в исполнении хора артистов и музыкантов.
Фантазия хореографа проявляется во всей красе в зрелищных картинах «праздники в стойбище», в финальном танце осуохай, в динамичном, энергичном танце наездников-джигитов под мужскую музыку. Изображение матушки Лены, воплощенное женским ансамблем в ярких голубых костюмах, поражает своей свежестью и оригинальностью. Благодаря изысканным движениям рук удалось создать живой, многогранный образ, который манит и восхищает зрителя.
Общность тюркских корней и взаимодействие истоков проявляются в женственном «восточном танце» с татарскими элементами, что придает этому исполнению еще большую глубину и красоту.
Экстравагантный спектакль поражает своей великолепной хореографией, изобилием фантазии, гармонией музыки, танца и пения, а также мощной и глубокой драматургией. В спектакле задействовано множество артистов, которые с легкостью справляются со сложными ролями, живут и дышат в контексте предложенных обстоятельств.
Хореограф установил высокие стандарты и смог раскрыть в исполнителях огромный потенциал, достигнув высочайшего уровня профессионализма и актерского мастерства.
За сложную роль «Матери Волчицы», предвестницы древних тюрок, выступила Саскылана Жиркова. Артистка, находящаяся на пике своего творчества, преподнесла зрителям драматический образ – убедительный в своей стилистической цельности и эмоциональном насыщении. В сочетании классических традиций с современными выразительными средствами, она продемонстрировала мягкие, звериные движения, пружинистый шаг, упругие прыжки, точные позы и ракурсы.
Для отважного и сильного Вождя рода Таастимиру (Сергей Алексеев), погибающего в неравной схватке, путь к мужественности, твердости характера, ловкости и искусности в исполнении многочисленных акробатических трюков также оказался непростым, но Сергей справился с этой задачей блестяще, воплотив в жизнь все нюансы своей роли.
Успешные актерские работы представили нежная, легкая, утонченная и женственная Саина Винокурова (Айыы Куо) и надежный, верный Василий Эверстов (Тимир Уол), чьи светлые чувства сталкиваются с катаклизмами в борьбе за выживание и сохранение рода. Их прекрасные любовные дуэты, насыщенные воздушными акробатическими элементами и силовыми трюками, отличаются необычайной красотой и оригинальной хореографией.
Эверстов выделяется на сцене своей природной харизмой и обаянием. Роль Удаганки, сыгранная лауреатом международных и всероссийских конкурсов Василеной Шариной-Улан, наполнена драматическими моментами. В ее исполнении персонаж оживает и движется так естественно, словно танцует, стараясь дополнить свой образ выразительными нюансами.
Энергетика на сцене возрастает, когда на фоне появляется образ Белого Солнца, воплощенный высоким и статным танцовщиком Николаем Павловым. Его благородные движения и степенные жесты наполняют роль значимостью, подчеркивая покровительство Бога над миром, где царит добро.
Изощренный лексикон танцевального языка открывается в отрицательных персонажах, таких как черный шаман Хара Хаан, исполненный Семеным Кузьмином, и его собственный сын Хара Суор, воплощенный Эдуардом Жирковым. Их мощные танцы с приспешниками пронизаны зловещей энергией и взрывной экспрессией.
Шуты Хара Хаана, среди которых Дьулуур Андреев и Капитон Ильин, требуют значительных усилий в выносливости и трансформации для освоения своих ролей, в которых присутствуют головоломные элементы, цирковые трюки и кульбиты.
Драматический конфликт на сцене достигает своего пика в образе старика Торсына, исполненного заслуженным артистом Республики Саха (Якутия) Владиславом Поповым. Эта роль требует не только технического мастерства, но и яркой актерской игры, наполняющей образ яркими красками в актерской палитре исполнителя.
Элементы юмора в спектакле «Дети Белого Солнца», режиссерами которого являются Лошадка (Алексей Максимов, Семён Дьяконов), были представлены в ярком и забавном стиле. Завершающий акт украсил великолепный выход на сцену Алгысчыта - королевское исполнение народного артиста Республики Саха (Якутия), заслуженного артиста Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Дмитрия Артемьева.
Сценографию для «Детей Белого Солнца» создал талантливый Олег Молчанов (Санкт-Петербург), и это уже третье его произведение в Национальном театре танца. Первые работы художника привлекали к себе внимание за свою живописность, одухотворенность сказочной северной природы, изобретательные декорации и нестандартный подход к национальной самобытности, что обогатило традиции якутского театрально-декорационного искусства.
В результате ставки, которые предшествовали «Куллустай Бэргэн» и «Манчаары», эта работа удивляет эпическим настроем, глубиной художественных обобщений, красотой и поэтичностью сценических задников, а также динамикой сценографического решения. Декорации становятся трансформерами, изменяясь на глазах у зрителей, приобретая не только эстетическую значимость, но и особый смысл. Быстрые смены пейзажей и обстановки создают ощущение многогранности событий на сцене. В сочетании с разнообразными и насыщенными костюмами, украшенными этнографическими деталями, богатством реквизита и символичностью сценических образов, спектакль приобретает потрясающее воздействие на зрителей.
Фантастический успех этого спектакля стал результатом колоссального труда всех творческих коллективов театра, объединенных под руководством талантливого художественного руководителя театра, заслуженного работника культуры Республики Саха (Якутия) Светланы Бессоновой и директора, заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Александра Алексеева. Отдельно нужно поблагодарить педагогов-репетиторов, благодаря которым все артисты смогли умело интерпретировать свои роли, проявив высокий актерский мастерство и технику танца. Среди них заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) Долаана Федотова, заслуженные работники культуры Республики Саха (Якутия) Людмила Антипина и Юрий Фёдоров.
Буря аплодисментов, восторженные крики «браво» стали ярким свидетельством того, что интерес к этническому искусству не только не угасает, но и растет, поэтому спектакль обязательно должен остаться в репертуаре на долгие годы. Пусть он живет долго, пусть на нем растут новые исполнители и пусть поклонники уникального коллектива - Национального театра танца - находят вдохновение и восхищение!