Сексуальное насилие в индустрии развлечений и его последствия

Апр 11, 2025 / 12:26

Одним из самых резонирующих случаев отмены в мире развлечений стали обвинения в неподобающем сексуальном поведении, особенно когда они касаются историй, произошедших много лет назад. Консенсус по поводу необходимости наказания за сексуальное насилие в обществе присутствует, но сложнее вопрос с обвинениями, которые могут оказаться голословными. Такие утверждения могут поразить карьеру и репутацию публичных личностей, как показали недавние события.

Ярким примером является дело влиятельного голливудского продюсера Харви Вайнштейна. В октябре 2017 года «The New York Times» и «The New Yorker» раскрыли шокирующие подробности о том, как Вайнштейн на протяжении многих лет домогался молодых актрис и даже совершал изнасилование, используя своё влияние. Боязнь вызвать гнев продюсера заставляла жертв молчать.

Сексуальное насилие в индустрии развлечений и его последствия

После публикации сразу около 80 женщин начали говорить о своих испытываемых домогательствах. Среди них были и известные личности, такие как Анджелина Джоли и Гвинет Пэлтроу. Как результат, Вайнштейна уволили из его компании, он был арестован и в 2020 году приговорён к 23 годам заключения за два подтверждённых случая изнасилования.

Этот скандал стал катализатором для подобных обвинений против других знаменитостей. Например, актёр Энтони Рэпп рассказал о попытках сексуального домогательства со стороны Кевина Спейси в 1986 году, когда ему было 14. В ответ на это появилось множество других обвинений против Спейси, что подтвердило масштабы проблемы в индустрии.

Несмотря на отсутствие доказательств обвинений против Кевина Спейси, последствия для его карьеры были катастрофическими. Netflix немедленно уволил актера из сериала «Карточный домик», а Ридли Скотт убрал его из почти завершенного фильма «Все деньги мира». Испугавшись за свои проекты и репутацию, Скотт принял это решение, так как Спейси был ключевой фигурой в обоих проектах.

Об этом свидетельствует судьба картины «Гор», где Спейси сыграл писателя Гора Видала, которая так и не вышла в свет. Трагичнее сложилась судьба хореографа Лиама Скарлетта, выделявшегося талантом и обещавшего стать следующим великим именем в мире балета. После обвинений в сексуальных домогательствах его быстро отстранили от работы, несмотря на то, что официальное расследование не подтвердило обвинения.

Скарлетт, который работал в таких престижных коллективах, как Ковент-Гарден и Балет Сан-Франциско, оказался в изоляции. Его последняя работа, постановка «Франкенштейн», былаcancelирована, что стало для него последней каплей. К большому сожалению, хореограф принял трагическое решение, покончив с собой.

Алексей Ратманский, известный балетмейстер, напрямую указал на давление, оказываемое на деятелей искусства, заявив, что они боятся работать с обвиняемыми. Эти случаи свидетельствуют о том, как страх публичных разоблачений может разрушить карьеры и жизни творческих людей.

Лиам осознал, что его карьера хореографа окончена, и это чувство глубоко подавило его. Ратманский отмечает: «Культура отмены действительно губительна. Могли бы сегодня работать такие гении, как Дягилев, Нуриев или Роббинс, несмотря на свои недостатки?»

Одним из наиболее обсуждаемых примеров отмены является актер Джонни Депп. На его судьбе видно, что количество сторонников может не уступать числу противников, однако решение работодателей часто основано на страхе утраты репутации. Так, компания Disney исключила Деппа из «Пиратов Карибского моря», а Warner Bros. – из франшизы «Фантастические твари». Netflix удалил все его фильмы и даже запретил Тимур Бертону снимать его в новом проекте, запустив мультсериал, высмеивающий актера.

События начали развиваться в 2016 году, когда Эмбер Херд обвинила Деппа в домашнем насилии, запустив бракоразводный процесс. Несмотря на поддержку Деппа и доказательства агрессивного поведения самой Херд, индустрия приняла сторону последней.

Кроме того, отмена может произойти и за неосторожные высказывания, как это случилось с гитаристом группы Mumford & Sons, Уинстоном Маршаллом. Он оказал поддержку Энди Нго, автору книги о радикальных планах антифа, что привело к скандалу.

Недавнее высказывание Маршалла вызвало резко негативную реакцию среди либерально настроенной общественности. Он оказался в центре споров, поскольку его мнение пересеклось с взглядами Нго, известного правого активиста, критически оценивающего радикальные фракции движения «Black Lives Matter». Оппоненты обвиняют Маршалла в поддержке Нго, некоторые даже сравнивают их взгляды с идеологиями нацистов. В результате напряжённой обстановки музыкант объявил о выходе из группы «Mumford & Sons», не желая подвергать своих коллег критике и ненависти.

Скандалы досрочной отмены («кэнселинга») в музыкальной среде не новость. Например, кантри-группа «The Dixie Chicks» (ныне просто «The Chicks») столкнулась с бойкотом ещё в 2003 году после того, как лидер группы Натали Мейнс осудила вторжение американских войск в Ирак. Она открыто заявила, что ей стыдно за президента Буша, что вызвало негативную реакцию среди фанатов и радиостанций, активно поддерживающих патриотические настроения. Мейнс и её коллеги подверглись остракизму, их музыка стала встречать жестокое сопротивление, а участницы группы получили угрозы.

По прошествии времени Мейнс, осознав, что вернуть прежнюю популярность невозможно, вновь раскритиковала Буша, заявив, что он не заслуживает уважения. Как показывает практика, подобные кэнселинговые кампании происходят не только в США, но и в других странах, хотя и реже. Свобода слова продолжает оставаться под угрозой, когда публичные мнения вызывают негативную реакцию, что порождает атмосферу страха среди артистов и создает дилеммы выбора между самовыражением и сохранением репутации.

Весной 2020 года телеведущая Регина Тодоренко стала объектом общественного осуждения после своего обсуждения темы домашнего насилия в интервью. Её фраза «а что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?» спровоцировала массовую критику в социальных сетях, что привело к тому, что журнал Glamour лишил её титула «Женщина года», а известные бренды, такие как PepsiCo и Pampers, прекратили с ней сотрудничество.

После этого Тодоренко принесла извинения и выпустила документальный фильм о домашнем насилии под названием «А что я сделала, чтобы помочь?», который собрал больше просмотров на YouTube, чем её скандальное интервью.

Ситуация с Тодоренко стала лишь одним из примеров того, как культура отмены влияет на публичных личностей. Теперь они вынуждены быть крайне осторожными в своих высказываниях, поскольку любой случайный комментарий или неосторожная фраза могут стоить им карьеры.

На Олимпиаде в Токио это проявилось в двух характерных случаях. Японские СМИ обнаружили компрометирующие высказывания композитора церемонии открытия, Кэйго Оямаду, который в интервью 1994 года откровенно признавался, что издевался над одноклассниками с ограниченными возможностями. В результате Оргкомитет увольнил его и извинился за его прошлое.

Также выяснилось, что режиссер церемонии открытия, Кэнтаро Кобаяси, в 1990-х годах, находясь на пике своей карьеры как комик, делал неуместные шутки о холокосте. Эти случаи подчеркивают, что даже давние ошибки могут всплыть на поверхность в нужный момент и привести к служебным последствиям.

Публичные фигуры сейчас находятся под пристальным вниманием, и одна неосторожная фраза может привести к серьезным последствиям.

Обострение cancel culture стало заметным накануне значимых событий, как показали недавние случаи с известными комиками и актерами. Например, один из комиков Луи Си Кей столкнулся с последствиями прошлых недостойных поступков, когда за день до премьеры его фильма «Я люблю тебя, папочка» (2017) несколько женщин публично вспомнили о его неприемлемом поведении, что привело к отмене события.

Аналогичная ситуация произошла с Кевином Хартом, который был лишен роли ведущего церемонии «Оскар» в 2018 году из-за гомофобных шуток, сделанных десять лет назад.

Отмена культурных произведений также стала активной частью движения. В данном случае акцент переносится на сами работы, а не на их авторов. Ярким примером стала Скарлетт Йоханссон, которая неоднократно оказывалась в центре критики. В 2016 году активисты требовали ее исключения из фильма «Призрак в доспехах», аргументируя это тем, что белая актриса не должна играть японку, что является проявлением «выбеливания». Несмотря на бойкот, фильм вышел в прокат, однако критика не утихла.

В 2019 году Йоханссон снова столкнулась с гневом общественности, когда согласилась сыграть трансженщину в фильме «Три и тяни» (Rub & Tug). ЛГБТ-сообщество быстро отреагировало, и актрисе пришлось отказаться от роли всего через десять дней, что снова подчеркивает влияние cancel culture на современные искусства.

Обсуждение того, кто имеет право изображать определенные роли на экране, в последние годы стало особенно актуальным. Группа активистов выступила с критикой, заявив, что женщина традиционной ориентации не имеет права играть трансгендера. Из-за этого решения производство одного из фильмов было полностью приостановлено.

Такой подход к кастингу повлиял не только на новые проекты, но также затронул и старые произведения. Например, два известнейших британских сериала – «Маленькая Британия» и «Лети со мной» – были исключены из стриминговых платформ в 2020 году. Их создатели, комики Мэтт Лукас и Дэвид Уоллиамс, ранее использовали в своих работах темы этнических стереотипов и трансвеститов в юмористическом ключе, но теперь такие шутки встречаются с осуждением. Лукас сам признался, что не смог бы реализовать подобный проект сегодня, так как это может задеть чьи-то чувства.

Параллельно в США разгорались споры вокруг классических фильмов, таких как «Унесенные ветром». Этот фильм 1939 года подвергся критике в контексте движения Black Lives Matter, и его временно убрали из каталога HBO Max. Однако позже его вернули, добавив предупреждение о том, что лента игнорирует ужасные аспекты рабовладения, вместе с разъяснениями исторического контекста фильма.

Критика охватила не только кино, но и литературу. В школах США с начала 2000-х начали удалять классические произведения, такие как «Убить пересмешника» Харкера Ли, которые ранее рассматривались как мощные высказывания против расизма. Это свидетельствует о меняющихся культурных и социальных нормах, а также о постоянной дискуссии о том, как воспринимать и оценивать произведения искусства в свете современных ценностей.

Недавние события вокруг книги «Пересмешник» показали, как сильно изменились взгляды на классическую литературу. Роман был изъят из учебных планов в Эдинбурге из-за частого использования оскорбительного слова и «нарратива о белом спасителе», что воспринимается как негативный элемент, несмотря на художественный контекст.

Образ адвоката Аттикуса Финча, который долгое время служил символом справедливости, подвергся критике, что отражает изменение восприятия классики.

К подобным attempts отмены также относится судьба произведений Джона Стейнбека и Марка Твена. Эти книги критикуются не только за язык, но и за стереотипные образы, которые могут быть восприняты как уничижительные.

Однако, несмотря на протесты и бойкоты, находятся и те произведения, которые не поддаются отмене, становясь мишенями критики.

Яркий пример – рэпер Канье Уэст, который многократно переживал попытки кэнселинга, вызванные его провокационными высказываниями и политической позицией. Его история иллюстрирует, что некоторые культурные знаковые фигуры и произведения продолжают вызывать интерес, несмотря на критику.

Отменить Кани Уэста, как ни странно, не удается. Его непредсказуемое поведение стало привычным для поклонников, и отказываться от столь яркой личности кажется многим несправедливым.

Не менее сложной задачей оказалось дискредитировать Джоан Роулинг, автору успешной серии о Гарри Поттере. Писательница подверглась жестокой критике за свои мыслительные позиции о трансгендерах, озвученные в 2020 году. Она отстаивала свою точку зрения, что биологический пол – это неизменная данность, и начала дискуссию с приверженцами ЛГБТ.

Роулинг пыталась ответить обвинениям в мизогинии, но это не спасло её репутацию. Писательницу назвали трансофобом, и она оказалась под пристальным вниманием общественности. Даже ее бывшие соратники-актеры из экранизаций ее книг осудили ее заявления.

В новом романе, написанном под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, была описана ситуация, где злодей переодевался женщиной, что вызвало бурю негодования и интерпретировалось как еще одно нападение на ЛГБТ.

В социальных сетях стартовала кампания «Роулинг, покойся с миром», на что отреагировали около 50 защитников писательницы, включая драматурга Тома Стоппарда. Они указали на утрату моральных ориентиров у участников кампании.

Однако дело Роулинг приобрело новую остроту, когда более 200 деятелей культурной сферы подписали письмо с осуждением её взглядов, хотя среди них не оказалось знаменитостей более высокого уровня, чем Стоппард.

Проблема влияния Дж.К. Роулинг на культуру и бизнес продолжает вызывать споры. Её литературные достижения и высокая прибыль делают её важной фигурой как в Голливуде, так и в издательском мире, что приводит к сложностям в разрыве контрактов.

Некоторые фан-сайты, такие как «The Leaky Cauldron» и «Mugglenet», попытались дистанцироваться от Роулинг, рассматривая мир Гарри Поттера как общечеловеческое наследие, а не как продукт одного автора.

Вопросы о том, действительно ли существуют фигуры, «слишком великие для отмены», становятся всё более актуальными, учитывая недавние скандалы. Постоянно появляются примеры, когда известные личности, такие как Майкл Джексон, подвергаются критике, но при этом их работы продолжают восприниматься на рынке.

Интересно, что некоторые противоречия вокруг таких личностей, как Вольтер или Аристотель, игнорируются, несмотря на их неоднозначные взгляды. Cancel culture, судя по всему, действует выборочно.

Например, никто не ставит под сомнение фильмы, сделанные Харви Вайнштейном, даже несмотря на его серьёзные обвинения. Легендарные рэперы, такие как Тупак Шакур или Dr. Dre, продолжают оставаться иконами, невзирая на свои недостойные поступки.

Феномен отмены, похоже, зависит не только от этических нарушений, но от сочетания различных интересов, показывая, что последствия зависят от многих факторов, а не лишь от нарушений морали.

По материалам: profile.ru