На текущий момент проходит XVII Международный молодежный театральный форум 'М.@rt.контакт' в городе Могилеве, Беларусь. На этом форуме корреспондент из 'РГ' просмотрела спектакль 'Нос майора Ковалева', основанный на сатирической абсурдистской повести Н.В. Гоголя.
Сюжет развивается в Петербурге, где цирюльник Иван Яковлевич находит в буханке хлеба начинку, которая оказывается носом его клиента - коллежского асессора Ковалева. Нос, облачившись даже в мундир, начинает появляться в светском обществе, создавая мистическую и фантастическую атмосферу. Жанр спектакля можно охарактеризовать как 'необыкновенно странное происшествие'.
Этот спектакль был поставлен известным российским режиссером Романом Габриа, который является главным режиссером Санкт-Петербургского театра 'Мастерская' и заслуженным деятелем искусств Республики Южная Осетия. В спектакле использовано необычное и оригинальное решение: одни артисты озвучивают других, а те, кто на сцене, работают только телом, беззвучно за исключением Носа, который говорит своим голосом.
Майор Ковалев, Цирюльник, Полицмейстер - все они остаются беззвучными. Действие спектакля сопровождается голосом актеров в оркестровой яме, которые как бы являются рассказчиками.
Художественный руководитель театра, а также исполнитель ролей Цирюльника и Полицмейстера, Сергей Лагутенко рассказал 'РГ', что спектакль Романа Габриа на самом деле прошел долгий творческий путь: исходная задумка резко изменилась в процессе репетиций, а даже в день премьеры вносились новые правки.
Только во время генеральных репетиций меня осенило, что наша постановка «Нос» - это какой-то театральный аналог «Ежика в тумане» Норштейна! Актеры выказывали сопротивление, признаться, некоторые противились. Роман - «горячий парень с юга», мы - белорусы с другой стороны...
«У вас в голове свой спектакль, а у меня - свой. Я создаю что-то другое», - сказал он одной из актрис нашего театра. «Если актеры понимают меня, это значит, что я доволен результатом». Габриа - настоящий провокатор, в хорошем смысле. Это был первый спектакль нашей постановки вне Гомеля. Дома не все в восторге, зал не полный. Но есть и восхищенные.
Если зрители уходят после спектакля, ругаясь, «теперь мы все знаем», - я это считаю застоем, отсутствием желания принять новое, двигаться дальше. Разве театр не должен потрясать? Любыми средствами. Спектакль может либо быть успешным, либо категорически не понравиться, середина - это Камолетти или Куни.
«Нос майора Ковалева» - это моя вторая постановка в Гомельском драматическом театре. Первой была «Пушкин. Маленькие трагедии» - о судьбе русского поэта. Именно поэтому у меня было удивительное взаимопонимание с актерами.
Решение спектакля действительно кардинальное. Фантастический жанр повести заставил меня искать уникальное сценическое решение. Для создания реальности повести я предложил некоторым актерам - тем, кто на сцене, действовать в анимационном стиле. Тем, кто озвучивает персонажей, работать как в озвучке мультфильмов. Это был захватывающий процесс. Не сразу мы смогли освоить это новшество. Но когда нам это удалось, мы были безмерно рады!