Сага о Садко - это удивительное слияние современности и истории, которое разворачивается в мире оперы и театрального искусства. Музыкальное произведение Римского-Корсакова приводит нас к героям былин - Садко, Волхове и Любаве, которые становятся не просто персонажами на сцене, а живыми людьми, в которых отражается частичка жизни каждого зрителя.
Времена полумифического прошлого оживают на сцене, раскрывая перед зрителями мир загадочных приключений и героических подвигов. Само по себе способность к такому видению и осмыслению явлений требует от зрителя гораздо большего внутреннего участия и даёт возможность для глубокого самоанализа.
Важной чертой этого спектакля является его связь с русской культурой во всем её многообразии, а также традициями и историей Большого театра. Садко, хоть и является былинным героем, выглядит современным, попадая в мир загадочного «Парка исполнения желаний», воссозданного на сцене оперы.
В этом мире музыки и драмы главный герой сталкивается с испытаниями, вызывающими у зрителя самые глубокие чувства и эмоции. Опера Римского-Корсакова не является просто детской сказкой, это отражение жизни, полной множества событий и сюжетов, которые так или иначе знаковы и значимы.
Центральный эпизод оперы - «Торжище» - демонстрирует блестящее сочетание театрального мастерства и художественной выразительности. Черняков, выступая в роли режиссёра и сценографа, воссоздаёт декорации знаменитой постановки оперы «Садко» конца XIX века. Воссоздание исторических декораций придаёт спектаклю аутентичность и позволяет зрителям окунуться в атмосферу того времени.
Благодаря таланту исполнителей и зрителей, оперный спектакль о Садко становится не просто музыкальной постановкой, а настоящим путешествием в мир мифов и легенд, где каждый может найти что-то своё и уникальное. Встреча с Садко на сцене Большого театра - это возможность проникнуться волшебством и красотой искусства в её самом глубоком и загадочном проявлении.
Декорации для премьеры в Мариинском театре в 1901 году создавал Аполлинарий Васнецов, брат знаменитого живописца. Сейчас в спектакле оттуда можно увидеть «Хоромы братчины».
В частной опере Зимина 'Садко' в 1912 году декорации создавал Владимир Егоров, особенно важное значение имел его эскиз для сцены в подводном царстве. Однако в некоторых моментах Черняков добавил нотку «футуризма» с использованием светодиодов, что придало спектаклю особый колорит.
В 1914 году Иван Билибин создал пейзажный эскиз для постановки на подмостках Народного дома, а Черняков разработал оформление для сцены «Берег Ильмень-озера».
В 1920 году Сергей Дягилев задумал постановку 'Садко' в лондонском 'Ковент-Гардене', где декорации должен был создать Николай Рерих, хотя постановка так и не состоялась. Тем не менее один из эскизов Рериха, 'Горница в доме Садко', использован в нынешнем спектакле.
По всему, кроме 'Берега Ильмень-озера', декорации не просто расписные полотнища, как в старые времена, а сложные трехмерные конструкции, созданные при помощи современных технологий. В этом видится не только связь времен, но и обращение к современной публике, ценителям искусства.
В переосмысленной постановке спектакля, над которой работала вся постановочная группа под руководством Дмитрия Чернякова и дирижера Тимура Зангиева, появились новые исполнители, хотя Нажмиддин Мавлянов и Иван Гынгазов сохранили свои роли. Особенно выделяются новые лица, такие как Юлия Музыченко, исполняющая роль возлюбленной Волхова, и Елена Максимова, играющая жену-брошенку Любаву Буслаевну. Персонажи, выведенные на сцену, стали более современными, что позволяет режиссеру идти на откровенный диалог с зрителями, подчеркивая эмоциональную глубину произведения Римского-Корсакова.
Оперный театр превращается в искусство сегодняшнего дня, состоящее не только из исторической реконструкции, но и из откровенных эмоций и глубокого смысла.