Премьера Тартюфа в Театре наций новая интерпретация Мольера

Мар 2, 2025 / 19:06

24 февраля 2025 года в 09:30 на сцене Театра наций состоится премьера новой версии «Тартюфа» Евгения Писарева, отмеченная сложной историей создания оригинальной комедии Мольера.

Драматург пережил значительные трудности, переписывая пьесу трижды и добавляя искусственный хеппи-энд, чтобы получить разрешение на постановку. В итоге, «Тартюф» стал классикой мирового театра, а его имя стало символом лицемерия и притворства.

Премьера Тартюфа в Театре наций новая интерпретация Мольера

Множество режиссеров интерпретирует этот образ, задаваясь вопросом о сущности мсье Тартюфа.

Одним из самых запоминающихся спектаклей о «Тартюфе» в России является постановка Юрия Любимова, который акцентировал внимание на противостоянии художника и власти.

Структура спектакля включала в себя элементы документального театра: настоящие документы XVII века о запрете пьесы. Куклы представляли короля и кардинала, между которыми метался Мольер, а другие актеры выходили из нарисованных портретов.

Зрители восприняли антиклерикальную сатиру как социальный комментарий на антисоветскую тему, что вызвало критические отзывы в прессе, хотя спустя десять лет спектакль был представлен во Франции.

В Театре на Таганке артисты продолжали исполнять спектакль более пятидесяти лет. Также стоит отметить легкую и комедийную версию Анатолия Эфроса, оформленную его сыном, художником Дмитрием Крымовым.

В этой версии актерский состав включал таких звезд, как Александр Калягин в роли Оргона, Анастасия Вертинская в роли его жены и Станислав Любшин, дебютировавший в роли Тартюфа на сцене МХАТ.

Режиссер, работая над спектаклем, подчеркивал: «Тартюф нагл, целеустремлен и опасен. Он манипулятор, способный одурманивать».

Однако в исполнении Любшина образ Тартюфа скорее напоминал обаятельного ловеласа, который смело приставал как к хозяйке дома, так и к служанке Дорине, что было необычно для советского времени.

В 1989 году спектакль записали для телевидения, поменяв часть актеров, а уже в 2014 году работа Михаэля Тальхаймера стала хитом фестиваля NET, который знакомил аудиторию с европейским театром.

Эту постановку запомнили благодаря удивительной сценографии, где игровое пространство буквально переворачивалось, отражая хаос в семье Оргона.

Актеры выступали в фарсовой и гротескной манере, напоминая марионеток, что добавляло театрализованности.

Особенно выделялся Тартюф в роли Ларса Айдингера, исполненный образ, не имеет аналогов.

Его нестандартный подход к персонажу: нечесаный, с голым торсом, покрытым символическими знаками, создавал ассоциацию с рок-звездой или предвестником апокалипсиса.

В спектакле Тальхаймер отказался от традиционной финальной сцены, заменив ее на цитату из Апокалипсиса, которая обращала внимание на моральный упадок человечества.

Наконец, в Электротеатре «Станиславский» режиссер Филипп Григорьян и драматург Ольга Федянина представили оригинальную трактовку, которая представила семью Оргона в образе царской семьи Николая II: четыре дочери и сын в матроске с саблей.

В постановке «Le Тартюф. Комедия» на театральной сцене «Таганки» Лера Горин блестяще воплотил образ Тартюфа, которому придавался облик Распутина, вызывая ассоциации с исчадием ада.

В этом мотивированном окружении действие переносится во времена революции, где Оргон, будто отрекаясь от престола, читает завещание Тартюфу.

Важным моментом оказывается «бог из машины» — женщина в образе Маргарет Тэтчер, сообщающая по CNN о задержании злодея, что подчеркивает наивность надежд на демократию.

Юрий Муравицкий в своей оригинальной интерпретации комедии дель арте использует яркие визуальные образы — персонажи в колоритных нарядах Гали Солодовниковой и с французским акцентом исполняют свои арии в неоновом павильоне.

На сцене появляется Тартюф, играемый Романом Колотухиным, с гитарой наперевес, пленяющий всех, включая Оргона, роль которого исполняет Василий Уриевский, своим порочным шармом.

Показное благочестие Тартюфа — только маска среди театрального карнавала, подчеркивающего комическую природу происходящего.

Зрители охотно смеются над эксцентричными героями, а «Комеди Франсез» уверенно конкурирует с Малым театром в статусе «дома» великих французских авторов.

Спектакль, посвященный 400-летию Мольера, будет представлен в историческом дворце Пале-Рояль и ставится бельгийским режиссером Иво Ван Хове.

Он выбрал первую версию «Тартюфа», которая отличается лаконичностью и отсутствием счастливого финала. В этой интерпретации герои одеты в деловые костюмы, а сцена оформлена как ринг для конфликтов.

В центре сюжета — распад аристократической семьи, инициированный таинственным незнакомцем, найденным Оргоном, роль которого исполняет Дени Подалидес. Эта версия также была показана российским зрителям через проект TheatreHD.

Режиссер Евгений Писарев, в свою очередь, адаптировал Мольера в современном реалистичном ключе, аналогичном сериалу «Наследники». Действие разворачивается в современных декорациях во Франции, где персонаж Игоря Гордина – чиновник Оргон – сталкивается с личным кризисом, несмотря на внешнее благополучие.

Его заинтересованность в Тартюфе, который при этом испытывает чувства к хозяйке дома, формирует интересную динамику, основанную на любви и предательстве.

Режиссер и актер Сергей Волков, исполняющий роль Тартюфа, сосредотачиваются на том, что Тартюф действует, движимый искренней любовью, а его жажда мести продиктована отвергнутыми чувствами и оскорбленным достоинством. В этом аспекте спектакль приобретает особенно мрачный и напряженный характер.

По материалам: snob.ru