24 февраля 2025 года в 09:30 на сцене Театра наций состоится премьера новой версии «Тартюфа» Евгения Писарева, отмеченная сложной историей создания оригинальной комедии Мольера.
Драматург пережил значительные трудности, переписывая пьесу трижды и добавляя искусственный хеппи-энд, чтобы получить разрешение на постановку. В итоге, «Тартюф» стал классикой мирового театра, а его имя стало символом лицемерия и притворства.

Множество режиссеров интерпретирует этот образ, задаваясь вопросом о сущности мсье Тартюфа.
Одним из самых запоминающихся спектаклей о «Тартюфе» в России является постановка Юрия Любимова, который акцентировал внимание на противостоянии художника и власти.
Структура спектакля включала в себя элементы документального театра: настоящие документы XVII века о запрете пьесы. Куклы представляли короля и кардинала, между которыми метался Мольер, а другие актеры выходили из нарисованных портретов.
Зрители восприняли антиклерикальную сатиру как социальный комментарий на антисоветскую тему, что вызвало критические отзывы в прессе, хотя спустя десять лет спектакль был представлен во Франции.
В Театре на Таганке артисты продолжали исполнять спектакль более пятидесяти лет. Также стоит отметить легкую и комедийную версию Анатолия Эфроса, оформленную его сыном, художником Дмитрием Крымовым.
В этой версии актерский состав включал таких звезд, как Александр Калягин в роли Оргона, Анастасия Вертинская в роли его жены и Станислав Любшин, дебютировавший в роли Тартюфа на сцене МХАТ.
Режиссер, работая над спектаклем, подчеркивал: «Тартюф нагл, целеустремлен и опасен. Он манипулятор, способный одурманивать».
Однако в исполнении Любшина образ Тартюфа скорее напоминал обаятельного ловеласа, который смело приставал как к хозяйке дома, так и к служанке Дорине, что было необычно для советского времени.
В 1989 году спектакль записали для телевидения, поменяв часть актеров, а уже в 2014 году работа Михаэля Тальхаймера стала хитом фестиваля NET, который знакомил аудиторию с европейским театром.
Эту постановку запомнили благодаря удивительной сценографии, где игровое пространство буквально переворачивалось, отражая хаос в семье Оргона.
Актеры выступали в фарсовой и гротескной манере, напоминая марионеток, что добавляло театрализованности.
Особенно выделялся Тартюф в роли Ларса Айдингера, исполненный образ, не имеет аналогов.
Его нестандартный подход к персонажу: нечесаный, с голым торсом, покрытым символическими знаками, создавал ассоциацию с рок-звездой или предвестником апокалипсиса.
В спектакле Тальхаймер отказался от традиционной финальной сцены, заменив ее на цитату из Апокалипсиса, которая обращала внимание на моральный упадок человечества.
Наконец, в Электротеатре «Станиславский» режиссер Филипп Григорьян и драматург Ольга Федянина представили оригинальную трактовку, которая представила семью Оргона в образе царской семьи Николая II: четыре дочери и сын в матроске с саблей.
В постановке «Le Тартюф. Комедия» на театральной сцене «Таганки» Лера Горин блестяще воплотил образ Тартюфа, которому придавался облик Распутина, вызывая ассоциации с исчадием ада.
В этом мотивированном окружении действие переносится во времена революции, где Оргон, будто отрекаясь от престола, читает завещание Тартюфу.
Важным моментом оказывается «бог из машины» — женщина в образе Маргарет Тэтчер, сообщающая по CNN о задержании злодея, что подчеркивает наивность надежд на демократию.
Юрий Муравицкий в своей оригинальной интерпретации комедии дель арте использует яркие визуальные образы — персонажи в колоритных нарядах Гали Солодовниковой и с французским акцентом исполняют свои арии в неоновом павильоне.
На сцене появляется Тартюф, играемый Романом Колотухиным, с гитарой наперевес, пленяющий всех, включая Оргона, роль которого исполняет Василий Уриевский, своим порочным шармом.
Показное благочестие Тартюфа — только маска среди театрального карнавала, подчеркивающего комическую природу происходящего.
Зрители охотно смеются над эксцентричными героями, а «Комеди Франсез» уверенно конкурирует с Малым театром в статусе «дома» великих французских авторов.
Спектакль, посвященный 400-летию Мольера, будет представлен в историческом дворце Пале-Рояль и ставится бельгийским режиссером Иво Ван Хове.
Он выбрал первую версию «Тартюфа», которая отличается лаконичностью и отсутствием счастливого финала. В этой интерпретации герои одеты в деловые костюмы, а сцена оформлена как ринг для конфликтов.
В центре сюжета — распад аристократической семьи, инициированный таинственным незнакомцем, найденным Оргоном, роль которого исполняет Дени Подалидес. Эта версия также была показана российским зрителям через проект TheatreHD.
Режиссер Евгений Писарев, в свою очередь, адаптировал Мольера в современном реалистичном ключе, аналогичном сериалу «Наследники». Действие разворачивается в современных декорациях во Франции, где персонаж Игоря Гордина – чиновник Оргон – сталкивается с личным кризисом, несмотря на внешнее благополучие.
Его заинтересованность в Тартюфе, который при этом испытывает чувства к хозяйке дома, формирует интересную динамику, основанную на любви и предательстве.
Режиссер и актер Сергей Волков, исполняющий роль Тартюфа, сосредотачиваются на том, что Тартюф действует, движимый искренней любовью, а его жажда мести продиктована отвергнутыми чувствами и оскорбленным достоинством. В этом аспекте спектакль приобретает особенно мрачный и напряженный характер.