В столичном кинотеатре «Октябрь» завершилась премьера киноверсии спектакля «Павел I» по пьесе Дмитрия Мережковского, и вскоре театральная труппа Вахтангова вновь удивила публику.
На этот раз представлена сценическая версия романа Фёдора Достоевского «Идиот», который считается одним из самых трудных произведений автора, наряду с «Преступлением и наказанием» и «Братьями Карамазовыми».

В исполнении Полины Рафеевой, замечательной актрисы, только что закончившей Щукинское училище и лауреатки премии «Хрустальная Турандот», в последний акт спектакля прозвучала фраза: «Не роман, а Бермудский треугольник какой-то!».
Важной особенностью постановки, созданной Владиславом Насташевым, является то, что на сцене задействованы лишь четыре ключевых персонажа: князь Лев Мышкин, купеческий сын Парфен Рогожин, содержанка Настасья Филипповна и генеральская дочка Аглая Епанчина.
Остальные персонажи остаются упомянутыми, но не появляются на сцене. Это решение обусловлено сложной любовной динамикой, в которой Мышкин оказывается в центре пересекающихся чувств: как Аглая, так и Настасья влюблены в него, притом Рогожин одержим Настасьей. Таким образом, любовный узел романа является не треугольником, а настоящим квартетом.
Достоевский умело сплетает детективные узоры любви и страсти, что делает его произведение актуальным и по сей день, несмотря на простоту основного сюжета.
Молодой русский князь возвращается из швейцарской психиатрической клиники, где ему удалось выздороветь. Однако, общение с соотечественниками приводит его к новому духовному кризису, и он решает вернуться в Швейцарию.
Эта история, напоминающая произведения Федора Достоевского, подчеркиваетtragические моменты жизни в России XIX века. Интересно, что сам автор пережил психические испытания не на родине, а во время медового месяца в Швейцарии с супругой, пытаясь уйти от долгов и семейных неурядиц.
К сожалению, там удача обходит его стороной: крупные проигрыши в рулетку, ужасный климат и гибель новорожденного ребенка на фоне личных неудач доводят его до крайности.
Несмотря на это, у Достоевского в Швейцарии начинается работа над романом «Идиот», который он завершает во Флоренции. Эта работа изображает российскую действительность, не оставляя без критики и европейскую реальность, в которой оказывается множество русских.
Во многих письмах на родину он с горечью описывает жизнь в Швейцарии, называя местных жителей «пьяницами» и обмениваясь негативными впечатлениями о месте, которое, казалось бы, должно было стать символом умиротворения и высшего искусства.
Как пишет Достоевский, ни хлеба, ни тепла в Европе русские не находят: «Хлеба нигде испечь хорошо не умеют». Эта несоответствие ожиданий и реальности пронизывает все его творчество и жизненные испытания.
Генеральша Епанчина, мать Аглаи, выражает недовольство по поводу Европы и затрагивает темы любви и семейных традиций.
Её дочь, недавно пережившая неудачные отношения с Мышкиным, вышла замуж за польского графа, что стало причиной противостояния с родителями.
Генеральша считает, что вся Европа — это лишь фантазия и нечто недостижимое.
Подобные чувства озвучивает и Рогожин, в момент, когда он совершает жестокое преступление. Он, зажав в руках садовый нож, символизирует внутреннюю борьбу и безумие, которые, по всей видимости, становятся выражением общей катастрофы главных героев.
Аглая, пытаясь сбежать от этого абсурда, тянется к свободе, но при этом остаётся связанной с моментом своей жизни.
На авансцене находится Мышкин, который также не смог справиться с русской реальностью, и его присутствие только подчеркивает безысходность ситуации.
Спектакль, основанный на романе Достоевского, не может охватить всю глубину произведения, однако передает смутные ощущения и сложности, которые волнуют зрителя.
С момента первой постановки «Идиота» прошло много лет, и его интерпретации по-прежнему находят отклик в сердцах людей, начиная с первых актрис, в том числе Марии Ермоловой и Марии Савиной, которые оставили яркий след в истории русского театра.
Постановка «Идиота» в БДТ в 1957 году под руководством Товстоногова стала важным культурным событием.
Главную роль Мышкина сыграл Иннокентий Смоктуновский, а Рогожина – Евгений Лебедев.
В 1958 году состоялась инсценировка романа Достоевского театром Вахтангова под руководством Александра Ремизова, в которой в главных ролях выступили выдающиеся актеры: Николай Гриценко (Мышкин), Михаил Ульянов (Рогожин), Юлия Борисова (Настасья Филипповна) и Людмила Целиковская (Аглая).
Благодаря этим постановкам и роли в киноверсии «Идиота» Ивана Пырьева, Юлия Борисова и другие актеры начали набирать популярность.
Спустя десятилетия Пырьев вновь обратился к Ульянову для съемок в экранизации «Братьев Карамазовых».
В 2000-х, уже в сериале «Идиот» Владимир Бортко снова нашел подходящую актрису для роли Настасьи Филипповны в лице Лидии Вележева.
Хотя вахтанговская интерпретация имела свои успехи, ей не хватало сотворчества, например, персонажа Гани Иволгина, который был заменен на корзину с цветами, что выглядело неуместно.
Тем не менее, выбранный актерский квартет с двумя женщинами и двумя мужчинами создавал завершенную и притягательную атмосферу, позволяя глубже раскрывать сложные психологические отношения героев.
Ненасытность зрителей к такой глубине лишь подтверждает значимость подобных художественных экспериментов.
Спектакль, основанный на романе Достоевского «Идиот», демонстрирует ярко выраженный патриотизм писателя, который отлично передан через игру молодых актеров, прекрасно соответствующих своим ролям.
Роман представляет собой хаос, будто сумасшедший дом с разнообразными локациями: дом Епанчиных, дом Иволгиных, дом Рогожина и дом Настасьи Филипповны. Канва произведения отсылает к идее, что главный герой, князь Мышкин, мог бы найти утешение в западной клинике, но на самом деле ему намного ближе и роднее его безумный русский мир, переполненный душевной глубиной и трагедией.
Проблематика, на которую указывает Достоевский, временами далеко не однозначна и остается актуальной на протяжении веков. Сцена, в которой финальный крик Рогожина перекликается с внутренними переживаниями героев, завершает спектакль на высокой ноте.
Сценография, разработанная Насташевым и Валерией Барсуковой, вызывает ассоциации с мрачной поэзией Эдгара По, что делает даже такие элементы, как горящий пол, символом перехода в другое измерение.
Несмотря на длительность в три с лишним часа, спектакль удерживает внимание зрителей и не вызывает усталости. Одним из забавных моментов становится эпизод, когда Аглая поет «Рыцаря бедного» перед микрофоном в стильном костюме, что добавляет юмора в серьезное произведение.
Тем не менее, стоит отметить, что исполнителю главной роли Константину Белошапке сложно поддерживать фальцет на протяжении столь продолжительного времени, и этому аспекту стоит уделить внимание.
В целом, спектакль поднимает глубинные темы и вызывает интересные размышления на тему души, родины и человеческих переживаний.