В театре Гоголя состоялась премьера пьесы Александра Вампилова «Старший сын». Это смелый шаг, учитывая, что Москва уже принимает различные версии этой комедии 1967 года, например, в театре им. Маяковского, у Олега Табакова и на Таганке.
Возвращение к вампиловской пьесе объясняется ее выразительным сюжетом, авантюрами, сложными любовными историями и философскими темами. Кроме того, пьеса предоставляет великолепные роли молодым актерам и одну значимую роль для более опытного артиста, что делает её привлекательной для театральных трупп.

Режиссёр Кирилл Пирогов, работающий над постановкой, учёл все эти аспекты. Сюжет лучше всего раскрывается в фильме Виталия Мельникова 1975 года, который стал эталонным для интерпретации текста Вампилова и кастинга актёров.
В фильме молодые актеры Караченцов и Боярский сыграли героев, которые пытались провести ночь с девушками, но столкнулись с отказами и упущенной последней электричкой. В поисках убежища они стучатся в квартиры, где все их отвергают, кроме музыканта Андрея Григорьевича Сарафанова, роль которого в фильме великолепно исполнил Евгений Леонов.
Этот персонаж, как на экране, так и на сцене, воплощает искренность и человеческую доброту.
Игра Александра Самойленко в спектакле Кирилла Пирогова стала отправной точкой для всех, кто берется за роль одинокого отца двух взрослых детей - Нины и Васеньки.
Самойленко, также выступивший в качестве продюсера, считает роль Сарафанова своей мечтой, которую он осуществил самостоятельно. Это правильный подход: нельзя ждать, что удача сама придет.
Действие происходит в конце 60-х годов, когда скромность граничи с бедностью, но не унижает. На сцене изображены реалии того времени: покосившийся столб с проводами, обшарпанная дверь подъезда и старая детская карусель, на которой нет ни ярких красок, ни излишеств. Каждый предмет на сцене напоминает об аскетичности жизни в провинции.
В пьесе Вампилова действие разворачивается в маленьком городке, где молодежь ищет приключений. Владимир Бусыгин (Илья Антоненко) и Сильва (Антон Лызо) становятся случайными свидетелями напряженного разговора младшего Сарафанова (Александр Денисов) с Макарской (Мария Лисовая), а затем и самого Сарафанова с девушкой сына.
Получив информацию о главе семейства, Бусыгин, решив прикинуться старшим сыном, обманывает Сарафанова, что в итоге приносит счастье всем, хотя не сразу.
Кирилл Пирогов создал спектакль о пути к счастью, любви и выборе, который стоит перед людьми разного возраста.
В своей работе «Старший сын» он избегает социальных проблем и искусственности, сосредотачиваясь на романтичной атмосфере 60-х годов.
Эпоха Оттепели вдохновляет его героев, хотя на сцене не звучат произведения Вознесенского и Рождественской.
Подход Пирогова освежает спектакль, которого пронизывают светлые ноты надежды и легкости.
Музыкальное оформление включает эстрадные хиты тех лет и стилизованный фон, создающий ощущение времени.
Например, сценка с семейством Сарафановых, радостно накрывающих стол и пританцовывающих, подчеркивает их неожиданное воссоединение с «старшим сыном», которого играет Илья Антоненко.
Его персонаж, наивный и простоватый Бусыгин, решает взять на себя ответственность за чужую жизнь, воспринимая родственные связи с добротой.
Спектакль показывает, как разные эмифы сложных человеческих отношений переплетаются в моменты радости и горечи.
Важными становятся как личные драмы, так и переживания родственников, которые сталкиваются с реальной сложностью чувств, расставляя акценты на нежной, но тяжелой стороне любви.
Пирогов создает пространство, где мрачные будни не затмевают прекрасную драматургию, подчеркивая важность эмоциональной нагрузки и динамики в отношениях.
Анализируя спектакль, можно отметить, что роль Ильи вызывает смешанные чувства. Он напоминает Максима Аверина своей манерой говорить, однако его меньший рост отвлекает от восприятия.
Нина, исполняемая Юлией Максютиной, выглядит симпатично: строгая на вид, но за этой строгостью скрывается трепет и незащищённость, так как ей пришлось взять на себя материнские обязанности из-за отсутствия матери.
В гоголевском «Старшем сыне» открываются интересные нюансы. Александр Самойленко, сыгравший Сарафанова, показывает неудачника-идеалиста с ранимой натурой, что видно даже в его брутальном образе.
Интереснее всего Самойленко раскрывается в сценах, где преобладают гнев и раздражение, которые подчеркивают его доброту.
Вторым открытием становится Александр Денисов в роли Васеньки, мальчика, испытывающего первую влюбленность. Он прекрасно справляется с образами юноши, страдающего от эмоций и одновременно стремящегося стать мужчиной.
Денисов мастерски передает эмоциональные качели первой любви, когда юноша теряет и вновь находит себя.