Премьера оперы Верди с питоном в Санкт-Петербурге

Июн 30, 2025 / 22:35

В Санкт-Петербурге состоялась премьера одной из важнейших опер мировой классики, поставленной городом известным итальянским режиссером Джанкарло дель Монако. За дирижерским пультом выступил Валерий Гергиев. Уникальность этой постановки заключается в использовании сюжета, где фатальный символ любви – двадцатикилограммовый питон.

Рекордные гастроли предполагают десять спектаклей за пять дней, один из которых включает сразу три представления. Это событие приурочено к 150-летию оперы, написанной великим композитором Верди по сценарию, связанному с историей Египта.

Премьера оперы Верди с питоном в Санкт-Петербурге

На сцене нет явных египетских пейзажей, лишь редкие намеки на пирамиды и Нил, что создает атмосферу миража. Героев окружают звезды фараонов, выполненные из вулканического пепла, что усиливает мрачный визуальный ряд.

Яркие элементы присутствуют только в образе Амнерис, дочери фараона, страдающей от любви к Радамесу, который увлечен эфиопской принцессой Аидой. Это противостояние личных и общественных интересов делает сюжет неизменно актуальным, создает напряжение и заставляет зрителей задуматься о настоящих ценностях.

С первых аккордов становится очевидным, что судьбы героев переплетены, а их конфликты неизбежно приведут к трагическим последствиям.

В грандиозном спектакле участвует около трехсот человек, включая 80 военнослужащих для создания эффекта воинского триумфа. Миманс и хор работают без замен, тогда как солисты выступают в трех-четырех составах, что влечет за собой значительную нагрузку. Например, Владислав Сулимский, исполняющий роль отца Аиды, участвует в двух спектаклях в день.

Премьера продолжает традиции, сохраняя сотрудничество между солистами Мариинского и Большого театров, что потребовало привлечь певцов из других учреждений, таких как Музыкальный театр им. Станиславского и НОВАТ.

Тематика противостояния личного и общественного стала заметной с первыми аккордами Верди. Однако, опыт показывает, что теноры в ролях Радамеса часто сталкиваются с трудностями в исполнении, пренебрегая точностью фразировки и чистотой интонации. Это также затрагивает женские партии: не все певицы, играющие Аиду и Амнерис, соответствуют требованиям композитора.

Открытые декорации на Исторической сцене значительно усложняют исполнение.

Существует мнение, что выступление на сцене Большого или Мариинского театров – это привилегия, и лишь лучшие исполнители должны выходить на эти подмостки. Нельзя забывать, что участие в таких важных постановках не должно основываться лишь на принципах «все, кто в штате, должны работать».

Несмотря на сложность создания уникального спектакля с «промышленным» количеством представлений, театральное искусство продолжает удивлять зрителей.

Декорации, разработанные сценографом Антонио Ромеро, поражают своей красотой и пафосом. Режиссура требует от актеров не только активных передвижений, но и акробатических навыков, что делает шоу динамичным и увлекательным.

Под руководством дирижера Валерия Гергиева оркестр все глубже интерпретирует музыку итальянского композитора, создавая идеальные условия для вокального исполнения.

Спектакль может похвастаться лучшими солистами Большого театра, хотя их составы варьируются. Ксения Дудникова впечатляет в роли Амнерис, выделяясь своей моральной сложностью и магнетической красотой меццо-сопрано, которую не затмевают даже технические сложности. Динара Алиева, в роли Аиды, передает трагизм своей героини с редкой музыкальностью и женским обаянием, избегая слезливых интонаций. Также выделяется Игорь Головатенко, чье кантиленное пение в роли Аманасро подчеркивает трагедию его персонажа, даже несмотря на избыточный грим. Молодой бас Андрей Прысь, сыгравший роль Уреи, успешно вписался в мощную атмосферу спектакля.

Финал оперы, где Аида и Радамес умирают в подземелье, олицетворяет конфликт между человеческими чувствами и тиранией власти. В рамках новой концепции, предложенной Гергиевым, особое внимание уделяется политике, доминирующей над личными желаниями, что является одной из ключевых тем опер Верди. Спектакль стремится углубить понимание исторических событий и их влияния на нежные человеческие чувства.

По материалам: kino.rambler.ru