Александр Титель успешно осуществил постановку оперы Умберто Джордано «Андре Шенье» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера состоялась всего три дня назад.
Умберто Джордано, к сожалению, ранее оставался для меня неизвестным, хотя он является видным итальянским композитором. Несмотря на это, его музыка пробуждает интерес, и в опере звучат впечатляющие арии, хотя я не уверен, что буду её слушать в трудные моменты своей жизни.

Музыкальным руководителем и дирижером был Пьетро Маццетти. Важно отметить, что простые зрители, такие как я, не всегда могут объективно оценить работу дирижера, однако оркестр звучал гармонично и профессионально. То, что итальянец ставит оперу в России, подчеркивает силу и уникальность нашей культуры.
Либретто оперы написано Луиджи Илликой и затрагивает темы Великой французской революции, любви и поэзии. Александра Тителя, как режиссера, интересует не только исторический контекст, но и человеческие чувства в условиях безумия революции.
На фоне казней и хаоса, когда террор обретает странное оправдание, Титель фокусируется на аспектах, связанных с любовью и искусством, которые в такие моменты становятся особенно уязвимыми. В центре внимания оказывается сложность человеческой натуры, когда революция обесценивала всё, что связано с чувствами и творчеством. Титель мастерски передал эту глубину ощущений.
В опере «Андре Шенье», поставленной Александром Тителем, как никогда ярко проявляется человеческое измерение революции.
Здесь мы видим, как главный герой, слуга по имени Шарль Жерар, снимает свои лакейские одежды, демонстрируя свой отказ подчиняться тирании и стремление к свободе.
Сцена, где старик-лакей собирает одежду, представляет собой метафору борьбы, когда он с большим трудом поднимается с колен, символизируя стойкость духа.
Мать, которая уже потеряла сына и внука в революционных событиях, теперь приводит другого внука с подобной целью, что подчеркивает трагизм и безысходность ситуации.
Опера раскрывает тему любви и поэзии, которые становятся лишними в мире безумия и ярости, где чувства не востребованы.
В центре внимания оказывается любовный треугольник между тремя выдающимися артистами: Нажмиддином Мавляновым, Еленой Гусевой и Антоном Зараевым, которые не просто исполняют сложные арии, но и проживают глубокую и страстную любовную историю.
Эта реализация показывает настоящую смелость - создать традиционный спектакль, но сделать его качественным и эмоционально насыщенным.
В результате, финал спектакля оказывается трагическим, отражая реальность, в которой любовь и поэзия не находят своего места в условиях революции.
Спектакль «Андре Шенье» выделяется тремя яркими характерными персонажами, каждый из которых представляет уникальные и глубокие взгляды на любовь.
Опера, как искусство, часто условна, однако настоящая любовь всегда остается безусловной. Режиссер Александр Титель умело соединяет эти две идеи.
Сначала спектакль воспринимается как просто красивое представление, но с течением времени внимание зрителя привлекается все сильнее, кульминацией становится символичная сцена с гильотиной, которая пробуждает глубокие эмоции, редкие для оперы.
Декорации Александра Боровского поражают своей волшебной атмосферой — пространство плавно меняется, и зритель мгновенно понимает, где он: в доме, кафе, церкви или тюрьме.
Эта эстетическая красота, совместно с великолепными костюмами Марии Боровской, придает спектаклю особую ценность.
Освещение от Дамира Исмагилова подчеркнуло эту атмосферу, создавая разные миры.
Вопрос о смелости в современном театре часто возникает. Действительно ли смелость заключается в необычных интерпретациях классики, или же в возвращении к традиционным подходам с высоким качеством исполнения?
Титель демонстрирует, что может работать в традиционной манере, обеспечивая мощные выступления актеров и выдающуюся работу оркестра.
В итоге, спектакль «Андре Шенье» стал качественно рассказанной лирической историей, где главные акценты сделаны на музыке и персонажах, а не на самом режиссере.