Премьера балетов Петрушка и Жар-птица в Большом театре

Июл 18, 2025 / 16:38

В конце сезона Большой театр выпустил премьеру балетов «Петрушка» и «Жар-птица», поставленных Андрисом Лиепой. Это событие состоялось в рамках фестиваля «Игорь Стравинский» и стало значимым шагом в сотрудничестве Большого и Мариинского театров. Впервые два крупнейших музыкальных театра мира представили свои работы на одной сцене, что символизирует новую эру интеграции.

Андрис Лиепа, имеющий более 30-летний опыт работы с наследием Дягилева, первый раз поставил свою версию «Жар-птицы» в Мариинском театре в 1993 году, и этот спектакль до сих пор пользуется популярностью. Лиепа адаптировал балеты «Петрушка» и «Жар-птица» для разных коллективов, включая «Кремлевский балет», и его работы известны зрителям Москвы своей яркостью и зрелищностью.

Премьера балетов Петрушка и Жар-птица в Большом театре

Балет «Петрушка», созданный в атмосфере популярности комедии дель арте, интерпретирует персонажей народного кукольного театра и переносит их в российский контекст. Работы Лиепы, в отличие от академического стиля XIX века, подчеркивают динамику и живую театральную атмосферу, что делает их современными и живыми. Драматическое действие «Петрушки», созданное Фокиным, не только разбивает рутинный акробатизм, но и пародирует его, что придаёт спектаклю свою уникальность.

В первой сцене балета мы наблюдаем, как Уличная танцовщица, роль которой в премьере исполнила Бронислава Нижинская, демонстрирует элементы танцевальной техники, вдохновленные игрой примы Мариинского театра Матильды Кшесинской из балета «Талисман». Сценарист Александр Бенуа, знакомый с детства с русскими праздниками, создает яркие образы масленичного гуляния, дополняя их насыщенными костюмами и деталями прошлой эпохи, такими как шарманка и карусель.

Современному зрителю эти элементы кажутся очень выразительными благодаря тщательной проработке сценографии. Влияние системы Станиславского, направленной на развитие актерского мастерства, заметно в хореографии Фокина, который поднял драматургическую значимость кордебалета, предоставив артистам больше свободы и индивидуальности.

В отличие от традиционного разделения на солистов и массовку, каждый участник кордебалета получил свою уникальную роль, а также биографию персонажа, что предписало артистам более глубоко вживаться в свою роль. Сегодня эта концепция продолжает развиваться: Андрис Лиепа ставит подобные задачи своим артистам.

Результат работы, особенно в Большом театре, впечатляет — массовка, включая кучеров, кормилиц и пьяниц, благодаря вниманию к деталям и индивидуальному подходу каждого артиста, создает гармоничное и яркое зрелище.

Вдохновившись ахматовской строчкой «Из-за ширмы Петрушкина маска», можно вспомнить о парижской премьере балета «Петрушка», на которой побывала Анна Ахматова с художником Модильяни. На тот момент именно кучерская пляска вызвала у поэта сильные эмоции.

Эта пляска до сих пор впечатляет современных зрителей, особенно в исполнении артистов Большого театра, таких как Иван Поддубняк и Иван Алексеев, которые привносят в свою игру уникальность и мастерство. Отметим и Черт в исполнении Ивана Сорокина, который поразил зрителей впечатляющим прыжком.

Петрушка, изначально образ шалуна, в интерпретации Фокина преобразился в образ «маленького человека» в духе традиций Пушкина и Гоголя, проявляя черты забитости и уязвимости. Фокин описывал его как «колени вместе, ступни внутрь», что подчеркивало его внутренний конфликт и страх.

Этот образ, созданный гениальным Вацлавом Нижинским, оставил глубокий след у современников, включая выдающуюся актрису Сару Бернар, которая не скрывала своих эмоций и утверждала, что видит величайшего актёра в мире.

Также интересен и биографический мотив зависимости артистов от всесильного кукловода – Фокусника, который символизировал Дягилева, контролировавшего судьбы своих танцоров. Современные исполнители роли Петрушки продолжают следовать концепции, разработанной Нижинским, что подчеркивает значимость этого образа в истории балета.

Петрушка в интерпретации Даниила Потапцева и Артема Овчаренко предстает ранимым и измученным, но сохраняющим силу духа. Основная сцена его «воскресения» на крыше кукольного балагана, исполненная этими артистами, вызывает сильные эмоции.

Яркий и самодовольный Арап в исполнении Ратмира Джумалиева гармонично вписывается в общую концепцию балета. Камиль Янгуразов в роли Фокусника привносит загадочность, притягивая внимание зрителей.

Замена заболевшей Елизаветы Кокоревой на Анастасию Сташкевич в роли Балерины оказалась удачным решением; она блестяще справилась с задачей, воссоздав образ с психологической глубиной. Становится ясно, что, следуя наставлениям Фокина, она избежала чрезмерного кокетства, что добавило простоты и прелести в исполнение.

Постановщик Михаил Фокин со временем адаптировал хореографию в зависимости от состава артистов. Такой же подход демонстрировался и у Дягилева, который обновлял костюмы и декорации.

Современный постановщик Андрис Лиепа также пересматривает подход к воссозданию шедевров Серебряного века, не действуя строго по правилам, как это делал Сергей Вихарев в своих работах.

Андрис Лиепа придает большое значение тому, чтобы спектакли дягилевского репертуара продолжали вдохновлять современного зрителя. Среди изменений, которые он внедрил, - обновленный образ Кощея Бессмертного, ставший более пугающим.

Также переработаны костюмы, использующие современные ткани и красители, которых не существовало во времена Головина и Бакста. Очарование классики сыграло на руку свежим идеям: например, исчезли детали, такие как пальцы ног, отработанные когда-то Фокиным, но добавлены современные элементы, как корона из золотых рогов для челяди Кощея.

Лиепа понимает, как важны перемены в восприятии балета. Современные декорации, разработанные Анной и Анатолием Нежными, вдохновлены оригинальными эскизами Серебряного века и прекрасно передают дух «Петрушки» и «Жар-птицы».

Артисты Большого театра впечатляют своим мастерством, сумев повторить уникальный стиль культовых работ. Если сравнивать состав исполнителей, то я отдам предпочтение первому, так как они более гармонично вписываются в свои роли. Особенно выделяется Жар-птица в исполнении Алены Ковалевой — она бьет энергией и харизмой, наполняя сцену ярким и искрометным присутствием.

Василиса Дерендяева успешно исполнила роль Царевны-красы, что стало её первой значимой работой на сцене. Воспоминания о балете полны сравнениями с выдающимися исполнителями прошлых лет, такими как Андрис Лиепа и Антон Осетров, которые приковывали внимание зрителей своим талантом.

На фоне прошлого, сегодня можно отметить, что Даниил Потапцев, несмотря на все свои таланты, не смог так ярко передать дух этой роли, как это делали легенды. Однако Артемий Беляков, появившийся в образе Ивана-царевича на премьере, показал себя уверенно и музыкально выразительно. Его взаимодействие с Аленой Ковалевой, которая в короне из перьев стояла на пуантах, придавало сцене особую динамику, хотя их рост немного дисгармонировал.

Интересно отметить, что современные исполнители не всегда следуют установленным традициям, например игнорируя красивую шапку, придуманную Александром Головиным для соответствующего образа.

Фестиваль «Игорь Стравинский» в Большом театре также подтвердил значимость его творчества, легко перекликающегося с высокими достижениями духа XX века, о чем говорила Анна Ахматова. Она писала, что судьба Стравинского не была ограничена только 10-ми годами, а его музыка осталась актуальной и важной.

По материалам: news.rambler.ru