Организацией «Поморской карбасной регаты» занималась верфь Товарищества поморского судостроения и Северный морской музей при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Фонда Президентских грантов и Северного (Арктического) Федерального университета.
Каждый год парусно-гребная гонка на традиционных для Поморья деревянных лодках – карбасах привлекала как жителей города, так и гостей Архангельска: празднично украшенную Красную пристань заполняли семьи с детьми, болельщики команд-участников и горожане, чья жизнь и семейная история была связана с судостроением и мореходством.
Свои команды представляли верфь Товарищества поморского судостроения, Северный морской музей, клуб «Морские практики», САФУ, Арктический морской институт имени Воронина, хор фрегата «Штандарт» (Санкт-Петербург) и Парусный центр «Норд».
Кто-то впервые вживую видел поморский карбас, кто-то учился им управлять, и для всех – как для участников, так и для зрителей – карбасная регата становилась красивым, запоминающимся событием северного лета.
Было ясно, что в Архангельске силен запрос на яркие мероприятия, связанные с морской и судостроительной культурой города, традиционной идентичностью первого морского порта России.
Тем не менее, «Поморская карбасная регата», превратившая в праздник июльские дни 2021 и 2022 годов, не состоялась в 2023 и нет уверенности, что состоится в 2024 году.
О том, куда и почему «пропала» регата, и что нужно для того, чтобы возрождённая традиция парусно-гребных на поморских карбасах продолжилась в будущем, рассказывает руководитель верфи Товарищества поморского судостроения, капитан клуба «Морские практики» Евгений Шкаруба.
Поморская карбасная регата стала настоящим событием, захватившим сердца многих людей и превратившимся в межрегиональное мероприятие. Ее истоки уходят в 1870 год, когда в Архангельске прошла первая карбасная регата.
Радует то, как с энтузиазмом горожане встретили данное мероприятие, а также отклик, который оно получило во время проведения. Реализация проекта была возможна благодаря поддержке различных уровней, включая два гранта от «Благотворительного фонда Владимира Потанина» и «Фонда президентских грантов».
Специально для регаты был построен гоночный флот на верфи. В организации мероприятия активно участвовали партнеры, такие как «Северный морской музей» и «Северный Арктический Федеральный университет имени М.В.Ломоносова». Отделение Росморпорта в Архангельске оказало ценную помощь в организации временной стоянки.
Карбасная регата несет в себе красоту, здоровье, яркость и класс. За праздником, который виден всем, стоит огромный объем работы и разнообразных обязанностей. Организация такого события непроста. Нам приходится сталкиваться с трудностями из-за того, что верфь расположена на берегу в центре города, в сердце университета. На верфь приходят студенты, изучающие плотницкое ремесло и судостроительное дело, а также туристы из разных городов и стран, с которыми проводятся экскурсии.
Недавно наша верфь была включена в топ-30 достопримечательностей страны по результатам голосования проекта «Больше, чем путешествие». Это замечательно. Однако, отсутствие собственной стоянки для судов значительно усложняет нашу ситуацию.
Когда лодочки у тебя стоят наводе, работают, плавают, это одно. Раз в год, в начале навигации, ты спускаешь их на воду, и раз в год, в конце навигации, ты их вытаскиваешь.
Но совсем другое дело, когда лодки стоят в центре города, и тебе вдруг, посреди лета, когда у тебя одновременно много других дел и проектов, нужно все бросить и начать организовывать вывоз лодок.
Во время регаты у нас была стоянка напричале возле «Северного морского музея», на Красной пристани, где специально для наших карбасов поставили понтон. Но туда постоянно заходит волна, а значит, лодки при этом бьются. Можно сказать, что нас подкосила именно эта дополнительная забота, которая легла на большой объем работы.
Забот и хлопот у нас действительно много. Люди, которые хотят присоединиться к Товариществу, принимать участие в наших проектах, прибавляются, но это происходит очень медленно. То есть, сто человек должно прийти и сказать, что хотят с нами работать, чтобы один из них действительно остался.
Поэтому с «Поморской карбасной регатой» в определенный момент просто не хватило ресурсов — это раз, и не хватило стоянки у воды — это два. Любой организатор регаты, лишенный стоянки на воде, продержится какое-то время на своей доброй воле и энтузиазме, но потом просто устанет от этой мороки.
Шесть лодок, и все их нужно как-то перевезти, как-то спустить, где-то поставить. Вот и все.
Конечно, сейчас уже легче объяснять людям, что морская культура, наши отношения с морем — это наша традиция, неотъемлемая часть культуры Архангельска. Сейчас это признают на всех уровнях. Но нужно создавать инфраструктуру для возрождения наших исторических традиций.
Появление своих причалов для таких организаций, как наша, сформирует особое общественное пространство, которое так нужно нашему городу. В этом пространстве начнут собираться люди, заинтересованные морем и мореходством — и эти люди сами станут обслуживать свои интересы, реализовывать собственные запросы, генерировать собственные идеи и сообща работать над идеями, связанными с морской традицией, историей и культурой нашего города.