Памятник в честь народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и России, Героя Социалистического Труда, Михаилу Ульянову, был открыт в парке «Михайловский сад» близ Театрального музея имени А.А. Бахрушина.
Эта бронзовая фигура молодого Ульянова перед театральным занавесом воздает дань памяти выдающемуся Артисту, который запечатлел в наших сердцах незабываемые образы как великих исторических личностей, так и наших современников.
Он сыграл десятки ролей на сцене Театра имени Евгения Вахтангова, который был его жизненной страстью, а также около ста ролей в кино. Ленин и Сталин, Марк Антоний и Цезарь, Ричард III, Наполеон и Понтий Пилат, Киров и маршал Жуков – все они были Михаилом Ульяновым.
Знаковые роли в «Принцессе Турандот», «Варшавской мелодии», «Конармии» и «Дольше века длится день» – все это творения Михаила Ульянова. Его Егор Трубников в «Председателе», Митенька Карамазов в экранизации романа Достоевского, генерал Чарнота в фильме «Бег» – все они стали незабвенными образами благодаря усилиям Ульянова.
Не забыты и другие его роли, которые вызывали много споров, такие как в фильмах «Тема», «Частная жизнь», «Без свидетелей» и «Ворошиловский стрелок».
А также присутствует «Простая история», в которой героиня Нонна Мордюкова говорит секретарю райкома фразу, прославившуюся и ставшую поговоркой – «Хороший ты мужик, Андрей Егорович, но не орел!»
На церемонии открытия памятника присутствовали председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы н.а. Евгений Герасимов, коллеги Михаила Ульянова из Театра имени Евгения Вахтангова, депутаты Мосгордумы, представители федеральных и столичных органов власти, а также государственные, общественные и творческие организации, студенты Щукинского института, близкие Михаила Александровича, жители Москвы и гости столицы.
Под звуки Гимна России открытия памятника Михаилу Александровичу Ульянову участвовали Евгений Герасимов, директор театра Кирилл Крок, и актрисы Ирина Купченко и Юлия Рутберг.
Возглавил церемонию открытия Герасимов, который ещё в студенческие годы играл под управлением Ульянова и получил от него важный жизненный урок мужества.
После одного из спектаклей, молодой Герасимов, ранее не проявлявший интереса к автографам, неожиданно попросил у своего учителя подпись. Михаил Александрович написал ему: «Желаю мужества, когда трудно». Эти слова стали для Герасимова не просто надписью на бумаге, но своего рода девизом, который он перенимал и передавал дальше. Они стали драгоценной опорой в моменты испытаний и вдохновляли их обладателя на проявление мужества в сложные моменты.
Выдающиеся представители театрального мира, собравшиеся на церемонии, обращались к Михаилу Ульянову как к выдающейся личности и с уважением называли его великим человеком. Они видели в памятнике не просто отображение старения, а увидели в нем молодого и энергичного человека, который сиял силой и мудростью.
Восхищаясь образом на памятнике, актёр Владимир Вдовиченков выразил желание видеть Михаила Александровича таким же молодым и полным сил, каким он появился на его встрече.
Евгений Князев, ректор Щукинского института и н.а., признался, что он готов пойти по пути Ульянова и следовать его педагогическим принципам. Он убежден, что в сложные периоды современности Михаил Александрович был бы против того, чтобы кто-то дискредитировал театральное искусство.
Герасимов, Крок, Купченко, Рутберг, Вдовиченков, Князев — все они, каждый по-своему, продолжают жить наследием и наставлениями Михаила Ульянова, сохраняя свое преданное отношение к театру и памяти о великом учителе.
Церемония открытия памятника стала ярким акцентом в данное время, напоминанием о важности ценностей театрального искусства и памяти о его выдающихся деятелях.
Юлия Рутберг отметила, что среди артистов все чаще звучит мнение о том, что Михаила Ульянова так не хватает им в последнее время, что хотелось бы просто иметь возможность поговорить с ним, обнять и услышать его слова.
Ирина Купченко работала с Михаилом Ульяновым целых 37 лет, из которых двадцать лет она была под его руководством худрука, с 1987 по 2007 год. Они были партнерами на сцене в спектаклях Евгения Симонова «Антоний и Клеопатра», в постановке «Мартовские иды» по Уайлдеру и «Брестском мире» Роберта Стуруа, где он играл роль Ленина, а она – Инессу Арманд. Актеры также снимались вместе в кино: в фильме «Последний побег» (1980), в психологической драме «Без свидетелей» (1983) и в сериале «Подмосковная элегия» (2002).
В ходе церемонии Ирина Петровна ответила на вопросы журнала «Столетия» о том, каким был Михаил Ульянов как коллега, партнер, худрук и человек. Она отметила, что Михаил Александрович действительно был великим человеком и актером. Она использовала эпитет «великий» с осторожностью, но в данном случае он был оправдан. Это не из-за того, что Ульянов был более талантлив, чем другие, а из-за того, что не каждому удается стать символом своего времени и отражением своей эпохи, именно это удалось ему.
Скульптор Балашов рассказал историю о том, как он не мог угодить комиссии своим бюстом Жукова до тех пор, пока не сделал его более похожим на Ульянова. Когда бюст стал похож на актера, комиссия сразу узнала в нем портрет полководца. Эта история показывает, что на подсознательном уровне люди хотели видеть в бюсте не только Георгия Жукова, но и символ времени, который воплотил в себе Михаил Ульянов. Это подчеркивает важность актера как знаковой фигуры, способной стать не просто обладателем художественного таланта, но и иконой своей эпохи.
Михаил Александрович проявил впечатляющий талант в создании художественного портрета Жукова, в котором он смог передать множество аспектов личности этого выдающегося полководца. Его интерпретация Жукова была насыщенной характером, волей, силой и идеями.
В каждой сцене, где он играл Жукова, можно было почувствовать под собой не только самого Георгия Константиновича, но и тень великих русских воинов - таких как «Александр Невский», «Юрий Долгорукий» и многие другие, что придавало образу Жукова эпический характер. Актер вкладывал в свою работу частичку русского духа, что делало его выступления необычайно глубокими и переживаемыми.
Каждая роль, исполненная Михаилом Александровичем, обладала особым смыслом и значимостью, будь то смешные иллюзии или величественные полководцы. Неуклонный профессионализм и талант актера проявлялись в каждой детали его выступлений.
Каким образом он передавал испытываемый кризис среднего возраста в роли ушедшего на пенсию начальника в фильме 'Частная жизнь' - это было достойно восхищения. Михаил Александрович мог ощутить и передать зрителю мудрость и тонкость этой темы так, что только настоящему артисту под силу.
Исключительно успешно актер справлялся с образами начальников, в которых он чудом открывал новые грани своего мастерства. Например, на съемках 'Без свидетелей' Никита Михалков с юмором обращался к Михаилу Александровичу: 'Покажите нам начальника', и тот, словно волшебством, превращался в авторитетного руководителя.
Однако за кадром Михаил был добрым и заботливым человеком, который даже подвозил своих коллег до дома. В такие моменты актер проявлял свою непосредственность и юмор, не заботясь о признаниях и похвалах.
Он был преданным своему искусству, неутомимо стремясь к совершенству в каждой роли. Михаил Александрович был ярким представителем театрального и кинематографического искусства, увлеченным и проникнутым своим делом до глубины души.
История Михаила Александровича наполнена невероятными жизненными подвигами, которые удивляют и восхищают. Он был обладателем огромного количества обязанностей и ответственностей, которые трудно перечислить.
Участие в комиссиях, комитетах, помощь людям – это лишь малая часть его дел. Люди приходили к нему со своими просьбами, и он всегда оказывал помощь.
Каждый, кто переходил через двор в театр, молился за Михаила, благодарил его за помощь в решении жилищных вопросов, организации посещения врачей, постановке детей в детские сады и больницы. Его преданность и служение людям были бесконечны.
Даже когда он в последний раз снимался в фильме и боролся со страшным заболеванием, он не отказывался от работы. Его невозможно не восхищаться – с каким достоинством и открытостью он встречал жизненные испытания.
В его натуре сочетались качества, которые казались несовместимыми: сила и нежность, мужество и утонченность. Он был человеком чистого нрава, с кем можно было общаться на любые темы, и в то же время он принимал правильные решения в сложнейших ситуациях.
Для своей семьи он всегда оставался любящим мужем и заботливым отцом и дедом. В памяти театра его помнят как блестящего актёра, прекрасного партнёра и мудрого наставника.
Работа над монументом, посвященным Михаилу Александровичу, была возможна благодаря таланту авторского коллектива, включающего народного художника России Андрея Балашова, заслуженного художника России Игоря Бурганова и архитектора Юрия Менчица. Идея создания памятника принадлежит Римасу Туминасу, который продолжил традиции и наследие великого Михаила Александровича Ульянова в Театре имени Евгения Вахтангова.