Новый фильм Носферату Роберта Эггерса погружает в готическую историю

Янв 18, 2025 / 01:20

В прокат вышел новый фильм Роберта Эггерса «Носферату», который стало одним из самых обсуждаемых проектов года.

Эггерс, известный благодаря «Ведьме» и «Маяку», обратился к классическому вампирскому сюжету, основанному на немом кино немецкого экспрессионизма.

Новый фильм Носферату Роберта Эггерса погружает в готическую историю

Действие картины разворачивается в 1838 году в вымышленном немецком городке Висборг, где главный герой — агент по недвижимости Томас Хуттер (Николас Холт) — стремится улучшить свое финансовое положение.

Он принимает странное предложение своего начальника Кнока (Саймон Макберни), отправляясь в Трансильванию для заключения сделки с загадочным графом Орлоком (Билл Скарсгард).

По пути его терзают кошмары, а местные жители предостерегают от поездки.

В замке Хуттера встречает Орлок, который вызывает страх своим поведением и видами.

Тем временем его супруга Элен (Лили-Роуз Депп) остается дома, страдая от странных припадков.

Она в юности призвала Орлока вместо ангела-хранителя, что теперь ставит под угрозу ее жизнь.

Пока Томас отсутствует, за состоянием Элен наблюдают его друг (Аарон Тейлор-Джонсон), доктор (Ральф Айнесон) и профессор-оккультист (Уиллем Дефо).

Фильм сочетает элементы ужаса и драмы, погружая зрителей в готическую атмосферу и исследуя темы страха и жертвы.

Скоро Элен столкнется с ужасным женихом Орлоком, который, оставив Томаса в замке, плывет в Висборг в компании чумных крыс.

Режиссер Роберт Эггерс уже в школьные годы создал свою первую версию «Носферату», что помогло ему определиться с профессией.

Эггерс был поражен фильмом Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату: Симфония ужаса», который сохраняет актуальность благодаря своим ярким образам и уникальному художественному решению.

Интересно, что в 1920-х Мурнау не получил прав на адаптацию «Дракулы» Брэма Стокера, что заставило его кардинально переписать сюжет, изменив имена персонажей и акцентировав внимание на мотиве чумы, который привозит граф Орлок в Германию.

Созданный ветераном Первой мировой войны Максом Шреком главный герой стал легендой, породив слухи о том, что актер является настоящим вампиром.

Этот миф был обыгран в комедийном фильме «Тень вампира», где Шрека исполнил Уиллем Дефо, а Мурнау — Джон Малкович.

В своей новой адаптации «Носферату» в 2020-х Эггерс использует весь доступный ему объём информации: его работа ссылается не только на оригинал и «Тень вампира», но и на «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы, а также на ремейк 1972 года Вернера Херцога.

Режиссер Роберт Эггерс начал работу над проектом «Носферату» в 2015 году, выражая стремление тщательно проработать как визуальный стиль, так и концептуальное содержание фильма. В результате получилась значительная переработка сюжета, придуманный Фридрихом Мурнау, в которой многие элементы были изменены и дополнены.

В отличие от оригинального фильма 1922 года, версия Эггерса длится почти на час дольше и предлагает более сложную, многослойную нарративную структуру, а также введение новых персонажей. Эггерс стремился создать атмосферу, насыщенную физическим присутствием, что ощущается в каждом кадре.

Мурнау отражал время эпидемии испанки, добавляя в образ Орлока элементы, связанные с чумой. В финале оригинала проигрывалась тема победы над Злом, однако эта победа была достигнута ценой жертвы.

Эггерс, работая над своим фильмом в период пандемии коронавируса, пропустил аналогичные посттравматические мотивы. Вместо этого режиссер, известный своей приверженностью к историческим темам, представляет зрителю картину, в которой нет места для технологий и современных реалий — главный герой раскуривает длинную трубку возле рождественской елки, украшенной свечами.

Таким образом, «Носферату» Эггерса становится произведением, акцентирующим внимание на дизайне и эстетических деталях, отличающимся от его предыдущих работ, таких как «Ведьма», «Маяк» и «Варяг», в которых можно было найти отголоски современных проблем и тем.

В новой интерпретации формы и содержание соединяются в едкой смеси, вдохновленной классическими традициями, и создают совершенно уникальный визуальный опыт.

Желание режиссера не разжевывать сюжет может вызвать у зрителя раздражение, однако в случае с фильмом «Носферату» это желание представляется менее обременительным.

Это происходит потому, что Роберт Эггерс делится своей глубокой привязанностью к теме, а не общими истинами о жизни. Основное внимание в фильме уделяется личным переживаниям и внутренним демонам.

Эггерс осознает, что ограничение себя простым пересказом классики было бы неуместным, поэтому он предлагает новую интерпретацию оригинала.

В центре сюжета находится сложный и порой разрушительный роман между Элен Хуттер и загадочным Орлоком, который символизирует соблазн и одержимость. Параллельно разворачивается сюжетная линия, акцентирующая внимание на экономических трудностях Хуттеров, что становится препятствием на пути к свободе для Томаса.

Фильм напомнит о классических произведениях, таких как «Бесприданница» Островского и «Жестокий роман» Рязанова, с их притяжением между красивыми женщинами и грозными антагонистами.

Взыскательный зритель сможет заметить, как Орлок плывёт в Германию на русском корабле, что добавляет интересный культурный контекст.

Центральная часть фильма, с её продуманной структурой, поражает большей увлекательностью, чем оригинал, несмотря на формальную мораль истории.

Носферату не стремится давать нравственные уроки, а сосредотачивается на образах, которые остаются в памяти: кровь из глаз Лили-Роуз Депп, напряжение Николаса Холта и визуально впечатляющая игра Уиллема Дефо.

Эггерс создает не только визуально привлекательное кино, но и глубокую, атмосферную работу, способную вызвать множество эмоций у зрителей.

По материалам: lenta.ru