8 апреля 2024 года в 08:37 происходит заметное изменение в репертуаре театров – всё больше спектаклей появляется на основе прозаических произведений. Возможность вольной инсценировки привлекает режиссеров больше, чем классические интерпретации пьес с уже установленной структурой.
Журнал «Сноб» обратил внимание на несколько недавних премьер в московских театрах. Одной из них была постановка по идишевски написанной книги нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера, которая логично вписалась в репертуар театра «Шалом».
Режиссер Яна Тумина из Санкт-Петербурга, специализирующаяся на спектаклях, объединяющих визуальное и драматическое искусство, работала над историей выдающегося циркача, замешанного в собственных чувствах и философских размышлениях.
Елизавета Бондарь создала спектакль, частично основанный на биографии самого Гамсуна. Главный герой, страдающий голодом писатель, чьи таланты недооценены, наполняет своё окружение фантазиями и внутренними монстрами.
Этот роман Гамсуна стал объектом внезапного интереса: эскиз спектакля по роману появился полтора года назад в Воронежском камерном театре под режиссурой Дмитрия Лимбоса, а студенческий спектакль «Илаяли», основанный на нём, идёт в Театральном центре СТД РФ «На Страстном», под руководством Сергея Тонышева.
Гайто Газданов, поддерживавший Белую армию, был вынужден эмигрировать во Францию в 1920 году, где более двадцати лет работал таксистом. Собранные за это время рассказы о ночных приключениях, философах-пьяницах, уходящих дамах и непоколебимых проститутках превратились в роман «Ночные дороги».
Ася Князева создала на его основе поэтичный спектакль, погрузивший зрителей в атмосферу парижской ночи и воссоздавший на сцене тягучую ночную жизнь ХХ века.
Автор произведения сложно назвать обыденным, однако роман «Приглашение на казнь» Набокова не является его самым известным произведением.
Это произведение имеет театральное начало, играющее на противопоставлении явного притворства и устаревшей честности, а также на псевдонимах, воспоминаниях и различных мирах, что позволяет тексту органично вписаться в театральное пространство.
Марина Брусникина успешно работает с современной прозой, умело наполняя словом театр, сохраняя его оригинальность и глубину.
Наринэ Абгарян является одной из наиболее выдающихся русскоязычных писательниц с потенциалом стать и автором для театра.
Рузанна Мовсесян поставила в РАМТе известную повесть Абгарян «Манюню», а Татьяна Тарасова выпустила спектакль по книге «С неба упали три яблока» в зеленоградском Ведогонь-театре.
«Симон» - бестселлер, рассказывающий историю о бедном каменщике Симоне из горного армянского городка через призму пяти историй, рассказанных влюбленными в него женщинами.
Этот материал имеет важное значение для сцены.
Полвека назад Юрий Любимов поставил спектакль по историям Федора Абрамова, привлекая самого автора к творческому процессу.
Сейчас Светлана Землякова исследует новые театральные методы, сохраняя традиции, но избегая архаичности.
Ее спектакль рассказывает о трех поколениях женщин в изолированном сельском мире, застывшем вне времени.
Еще одним автором, работающим в жанре «деревенской прозы», является Мурат Абулкатинов.
Режиссер представил не слишком известный роман Василия Аксенова как «сцены из вчерашней юности», сохранив атмосферу ностальгии автора.
В спектакле о первой любви задействованы молодые артисты, почти все из выпускников прошлого года различных театральных вузов.