В Москве декабрь оказался насыщенным театральными постановками, обращенными к классике – от работ Мольера до пьесы Вампилова.
При этом многие театры попытались адаптировать известные сюжеты к современным реалиям.
Критик Влад Васюхин в «Известиях» оценил новинки театров.
Особенно внимание привлекла пьеса «Старший сын» Александра Вампилова, которая, несмотря на частые постановки, предложила новый взгляд.
Под руководством питерского режиссера Андрея Калинина, история о Бусыгине, который случайно попадает в чужой дом и выдает себя за родственника, была преподнесена как сон главного героя.
Это добавило оригинальности в сюжет, который, казалось бы, исчерпал все возможные интерпретации.
В спектакле представлен замечательный актерский состав: Илья Козырев, Алексей Варущенко, Антон Лобан и Анна Затеева.
43-летний Антон Федоров, которого все чаще называют ведущим режиссером страны, также привлекает зрителей.
Его работа «Шинель», представленная на небольшой сцене, вызвала живой интерес у критиков и театралов, что говорит о его растущей популярности.
Таким образом, московские театры находят новые способы переосмысления классики, что позволяет привлекать внимание зрителей и поддерживать интерес к традициям.
Режиссер Федоров знает, как переосмысливать классиков, и его новые работы это подтверждают. В театре «Около» он уже показал фантасмагоричный «Ревизор», в котором чиновники приобрели образы крыс и взаимодействовали при помощи междометий.
В нынешнем спектакле он вновь обращается к Гоголю, ставя хрестоматийный сюжет в своей уникальной манере. Персонажи облачены в нелепые костюмы с дерганой пластикой и сбивчивой речью, что создает атмосферу абсурда. Например, Башмачкин, которого играет Сергей Шайдаков, в этом неожиданном интерпретационном подходе представлен на ходулях, что символизирует его беспомощность и неуверенность. После просмотра этой «Шинели» каждый зритель ощущает важный месседж: «Ты не один такой несчастный».
Также не остается в стороне Евгений Писарев, который не в первый раз превращает комедийные сюжеты в трагедии. Его работа в Театре им. А.С. Пушкина, где он представил некомедийные интерпретации «Зойкиной квартиры» и «Великой магии», а также мольеровского «Тартюфа» в Театре Наций, подчеркивает эту тенденцию.
Новый перевод Сергея Самойленко, адаптирующий текст 1664 года к современности, позволяет читателям и зрителям увидеть знакомые истории с новым взглядом. Персонажи помещены в нашу реальность, что актуализирует их переживания и делает их более близкими современному зрителю. Сценограф Зиновий Марголин создал двухуровневую буржуазную квартиру, что также подчеркивает новое восприятие классического материала.
Режиссура спектакля добавила к тексту Мольера элементы иронии и абсурда, однако это не сделало его более увлекательным.
Основные вызовы связаны с трактовкой образов, например, вопрос о том, является ли Тартюф обманщиком и действительно ли он влюблен в Эльмиру. Также логика событий оставляет желать лучшего: если в спектакле используются современные технологии, такие как мобильные телефоны и камеры, зачем организовывать сцену разоблачения Тартюфа, где Оргон прячется под стол, следуя указаниям жены?
В этой постановке, несмотря на явные нестыковки, с участием звезд, таких как Денис Суханов и Ольга Науменко, успех обеспечен.
Спектакль стал результатом работы худрука независимого «Театра Москвы» Ивана Титова, который свободно интерпретировал исторические факты. В частности, персонажи цитируют Некрасова, хотя тот родился через 30 лет после смерти Моцарта.
Музыка композитора в спектакле не представленная, в то время как «Русский вальс» Шостаковича стал основной мелодией.
Моцарт, которого играет Дмитрий Подадаев, изображается не так, как ожидалось: вместо привычного образа «гуляки» он возникает как лысый и серьезный персонаж.
Спектакль предлагает уникальный взгляд на девять дней из жизни Моцарта, акцентируя внимание на его непростых отношениях с отцом, что делает его интересным даже для искушенной аудитории.
Леопольд Моцарт, отец Вольфганга, пользовался огромным уважением, что проявлялось в словах сына: «После Бога только папа».
В современном театре «МОСТ», расположенном рядом с домом Булгакова, молодежные артисты также показывают свои талантливые исполнения.
В то же время мошенники обманывают зрителей, продавая поддельные билеты на популярные представления, такие как «Щелкунчик» и новогодняя елка в Кремле.
В «МОСТе» прошла премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», выполненная режиссером Георгием Долмазяном в классическом стиле.
Данная постановка, сдержанная и без излишнего осовременивания, акцентирует внимание на главной теме — семье, вплетая в сюжет происходящие события Гражданской войны и атмосферу оккупированного Киева.
Пьеса, оказавшая влияние на советский театр и пользовавшаяся большим интересом, включая 17 просмотров Сталина, редко ставится в современных театрах.
Премьера в «МОСТе» предоставляет редкую возможность увидеть это знаковое произведение, говорящее о судьбах людей в бурные времена.