Нина Яшар и галерея Nilufar в Милане

Май 28, 2025 / 08:13

Нина Яшар и ее галерея Nilufar, расположенная на виа делла Спига в Милане, стали знаковыми для коллекционеров современного дизайна. В 2015 году она открыла еще одно пространство — Nilufar Depot на виале Ланчетти, представляющее собой трехуровневый ангар, где выставлены авторская мебель и аксессуары. В этом году на Миланской неделе дизайна Яшар отметила его десятилетие.

Родившись в Иране в 1957 году, Нина с шести лет жила в Милане, где ее отец занимался продажей персидских ковров. С детства увлеченная декоративным искусством, Нина после обучения в Венецианском университете вернулась в семейный бизнес. В 1979 году она открыла свою галерею Nilufar на виа Бигли, где выставляла ковры по эскизам из отцовских архивов, выбирая только цветочные мотивы, что отличало ее работы от традиционных персидских орнаментов.

Нина Яшар и галерея Nilufar в Милане

Первая выставка «Роза на ковре» привлекла внимание итальянцев, и галерея быстро приобрела популярность. Нина стремилась предлагать уникальные изделия, недоступные в обычных магазинах. Познакомившись с современным скандинавским дизайном на выставке в Нью-Йорке, она начала продавать скандинавские ковры, что стало настоящей находкой для итальянского рынка.

Поездка в Швецию принесла партию мебели от местных дизайнеров, которая также была представлена на выставке «Шведские ковры и скандинавская мебель». Так, в коллекции Нины Яшар стали сосуществовать ковры и предметы мебели, что подтвердило ее статус как значимой фигуры в мире дизайна.

Нина Яшар создала значимое собрание классических работ известных дизайнеров Джо Понти и Лины Бо Барди, что заметно укрепило репутацию ее галереи. С момента переезда в новое современное помещение на виа делла Спига, галерея Nilufar продолжает развиваться.

В 2001 году здесь прошла выставка уникальных силиконовых ковров Гаэтано Пеше, которая имела большой успех. Яшар известна своим мастерством в сочетании винтажного и современного дизайна. Начиная с 2012 года, она стала включать в репертуар и серийные изделия, предложив проект «Nilufar Unlimited», где предметы от молодых дизайнеров продавались по доступным ценам.

Нина Яшар всегда обладала безупречным вкусом и чутьем для открытия новых талантов. Она акцентирует, что не покупает вещи только ради выгоды на рынке и стремится, чтобы вкусы людей соответствовали ее собственным. Ее вклад в карьеру многих дизайнеров, среди которых Мартино Гампер и Одри Лардж, трудно переоценить.

На выставке «Design Miami Basel» в 2007 году Гампер шокировал публику, распиливая мебель от Понти из остатков интерьера отеля Parco dei Principi и создавая новые объекты. Сегодня Гампер стал международной звездой, а Яшар продолжает верить в дизайнеров, которые помогают им расти в карьере, что приносит ей радость.

В начале 2010-х годов Яшар почувствовала нехватку пространства в галерее Nilufar и, долго искала, нашла новое помещение, которое превратилось в галерею Depot.

Когда Нина вошла в бывшую фабрику столового серебра в Милане, ее охватило желание создать нечто уникальное. Архитектор Массимилиано Локателли, работающий над проектом, вскоре предложил идею театра с несколькими ярусами галерей.

Они задумали оставить центр помещения свободным для выставок, создавая изысканный вид из атриума на дизайнерские композиции. Однако, когда проект был почти готов и анонсирован к Миланскому мебельному салону 2015 года, Нина осознала, что высота балконов недостаточна — ей нужно было увеличить на 80 см.

Оставалось всего 20 дней до открытия, и Нина приняла решение о повышении высоты. Полное погружение в стройку, среди разрушенного цемента и строительной пыли, позволило команде успеть закончить монтаж.

Торжественное открытие Depot Нины Яшар состоялось 13 апреля 2015 года и собрало множество зрителей и журналистов. Пространство площадью 1,5 тыс. кв. метров быстро заняло важное место в культурной жизни Милана, став сравнимым с Фондом Prada, применяя музейные инсталляции и выставки.

В 2018 году Depot провел выставку работ Лины Бо Барди, известного итало-бразильского архитектора и дизайнера, а в 2021 году — экспозицию работ Матакуби Пьетро Консагры, итальянского писателя и скульптора-абстракциониста. Это пространство активно привлекает студентов миланского Политеха и клиентов модных мебельных брендов, которые выставляют свою продукцию здесь и организуют экскурсии.

Десятилетие Depot отмечалось с таким же размахом, как и его открытие: в рамках программы Repertorio прошли пять актов, под руководством самой Нины Яшар. В первом акте, «Silver Lining», была организована выставка, посвященная металлу в интерьере, где сочетаются работы современных дизайнеров с произведениями таких классиков, как Джо Понти и Пьетро Кьеза.

Второй акт, «Amber Echoes», проходил в более камерном пространстве, предлагая винтажную мебель, скульптуры и медные изделия авторов, таких как Мария Пергей и Хосе Занин Калдас, отобранные из личной коллекции Яшар. На верхних этажах Depot были представлены последние коллекции современных мировых дизайнеров, включая Филиппо Карандини и Галь Гаона, с которыми Нина активно сотрудничает.

Третий акт выставки продолжился на втором этаже Depot, подчеркивая разнообразие и динамику коллекций.

На выставке Nilufar Edition была представлена коллекция мебели, светильников и ковров, созданная известными дизайнерами, среди которых Лучия Ипполито, Мартен Де Целер и Филиппо Карандини.

Организатором выставки выступила Нина Яшар, которая вместе с Андреа Манкузо устроила предметы в стилях, подчеркивающих атмосферу жилого помещения.

Внешняя программа Edges, разработанная в сотрудничестве с текстильным домом Metaphores, продемонстрировала уличные ткани, вдохновленные коллекцией «Locus Solus» Гае Ауленти.

Также проходили акты пьесы Нины Яшар «Repertorio» в галерее Nilufar, выставка «Contrasts» показала её понимание дизайна как этической и эстетической ценности. Здесь были представлены работы, начиная с Древнего Востока до икон XX века.

В экспозиции «Ex Terra» акцент был сделан на связь современных дизайнеров с природой, с использованием органичных форм и натуральных материалов.

Посетители подчеркивают, что каждый раз, попадая в Depot, они испытывают эстетическое удовольствие и ощущение причастности к искусству, при этом Нина Яшар описывает пространство как «театр», где она чувствует себя в своей стихии.

По материалам: www.kommersant.ru