Слово «культура» имеет множество значений. В повседневной жизни мы часто не замечаем этого многообразия. Например, мы можем призвать хулиганов «соблюдать культуру речи» или упрекнуть ребенка за «некультурное» поведение. Также мы можем посещать Дома культуры или приобретать семена культур в магазинах садоводства.
У понятия «культура» латинское происхождение — «cultura» означает возделывание, воспитание и образование. Культура охватывает материальные и духовные ценности, которые отражают уровень исторического развития общества и личности.

Социологический и культурологический словари подчеркивают, что культура представляет собой исторически определенный уровень развития социума, включая творческие силы и способности людей. Таким образом, культура включает достижения человеческой цивилизации в общественно-интеллектуальных и производственных отношениях, а также представляет собой накопленные знания и опыты определенных эпох и народов.
Культура делится на материальную и духовную. Материальная культура охватывает физические артефакты, технологии и средства производства, тогда как духовная включает в себя идею, искусство, мораль, традиции и обычаи. Исторические аспекты культуры, такие как античная культура, культура Древней Руси и средневековая культура, дают нам представление о том, как менялись ценности и убеждения в процессе исторического развития.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) представляет собой совокупность достижений человечества в различных сферах жизни. Она охватывает как материальную, так и духовную составляющую общества. Важные аспекты культуры включают в себя технику, образование и общественный строй, являясь своеобразной системой, которая развивается исторически под влиянием социальных условий и творческого потенциала человека.
Развитие культуры осуществляется нерегулярно, с характерными скачками, отражая изменения в общественной жизни, потребностях и ценностях людей. Культура становится индикатором уровня развития общества, показывая, как человеческие достижения, формы общения и типы организованной деятельности эволюционируют над временем.
В психологическом и социологическом контексте культура изучается как множество норм и практик, которые связывают людей в рамках сообществ, помогая им находить свое место и взаимодействовать друг с другом в современном мире. Таким образом, понятие культуры охватывает широкие пространства человеческой деятельности, включая искусство, науку и повседневную жизнь.
Культура представляет собой систему жизненных ценностей, выражающихся в соблюдении общепринятых норм поведения. Например, когда мы учим ребенка, что в театре неуместно бегать и кричать, мы передаем ему не только правила приличия, но и моральные устои общества. Важнейшие ценности, такие как уважение к жизни, включая заботу о недоношенных детях, благотворительность, осуждение кражи и насилия, формируют культуру. Отношение к уязвимым группам — детям, пожилым, людям с особыми потребностями — отражает культурный уровень всего общества.
Исторически известные формации, где действия людей регулировались иными нормами (как в Спарте), долго не существовали. Культура включает в себя нормы поведения, которые могут эволюционировать, становясь более демократичными или консервативными со временем. Эти нормы традиционно универсальны, но каждая страна или народ обладают своими уникальными аспектами, которые важно учитывать при путешествиях.
Культура проявляется в поведении людей, искусстве, законах, поэзии, религии и праздниках. Она всегда исторически обусловлена, но меняется с течением времени, отражая изменения представлений о мире, человеке и обществе. Культура объединяет людей и помогает им видеть самое ценное и благородное друг в друге. Ее можно рассматривать как систему кодов — символов, искусства и языка, которые позволяют обществу хранить память о себе и наладить взаимодействие.
Культура уникальна для человека, она передается не генетическим путем, а через обучение и воспитание. Изучение культуры невозможно в рамках одной науки; ее исследуют филологи, культурологи, политологи, философы, историки и искусствоведы. Оценить ее с точки зрения количественных критериев также сложно, так как каждое общество имеет свои мерила и критерии оценки поведения и духовных идеалов. Культура является социальным и коллективным феноменом, в то время как каждый индивидуум является носителем определенной культуры.