Михаил Сеславинский - это известный исследователь книжной культуры, библиофил, а также государственный и общественный деятель с богатым опытом работы. В начале 1990-х годов он принимал участие в разработке всех ключевых законов о культуре в российском парламенте.
В течение многих лет Михаил Вадимович также активно занимается коллекционированием книг и литературной деятельностью. Накануне своего 60-летия мы встретились в офисе Национального союза библиофилов, вспомнили перестройку и 1990-е годы, обсудили поэзию русской поэтессы Марины Цветаевой, проанализировали творчество русских художников книги в эмиграции и обсудили как давние, так и современные проблемы в сфере культуры.
Однажды я спросил Михаила Вадимовича, когда он осознал себя человеком литературы, и он ответил: «Конечно, это произошло в детстве. Есть такой философский парадокс: чем дальше мы уходим от детства, тем ближе мы к нему. В моих снах я все чаще вижу родной город - Дзержинск в Нижегородской области, который раньше назывался Растяпино. Этот город не мог быть переименован из-за жителей, которые отказывались называться растяпинцами. Меня часто посещают воспоминания о нашей родительской квартире в Дзержинске. Я вырос в семье интеллигенции, мой отец был адвокатом, мать - преподавателем, у нас было трехкомнатное жилье и шесть книжных шкафов. Я окружался миром книг, они были для меня не только источником эстетического удовольствия, но и своеобразным руководством по воспитанию и становлению. Когда я был подростком, я составил список собраний сочинений, которые у нас были дома, и обнаружил, что их было целых шестьдесят.
Мое детство пронизано атмосферой книг, это был настоящий литературный дом. На полках у нас были книги как для детей, так и для взрослых. Я помню антикварные издания, которые принадлежали моему деду, и книги, которые мой отец сам приобретал.
История моего отца была трудной. В 1942 году, в Горьком, он остался совершенно один, без родителей, ему было всего 17 лет. Было трудно даже найти что-то поесть, и в связи с этим у него была вторая степень инвалидности из-за истощения. При росте в 182 сантиметра он весил всего 47 килограммов. Ему часто приходилось обменивать дедовские книги на пшено.
Дедушка моего отца был партийным работником в области образования, он изучал в «Петербургском психоневрологическом институте». Он учился вместе с известным искусствоведом Эрихом Федоровичем Голлербахом. Со временем, когда мой отец немного пришел в себя, он начал собирать книги и даже переплетал их сам, как это делаю и я сейчас.
Отец постепенно стал дружить с известным библиографом Львом Михайловичем Турчинским, который был автором библиографии русской поэзии XX века. Лев Михайлович сам также занимался переплетом книг. Они вместе ходили по галантерейным магазинам в Горьком и выбирали ткань для переплета книг. Должно быть, это было удивительное зрелище для окружающих.
Два молодых человека заходят в магазин ткани и начинают исследовать разные материалы - ситец, бархат, крепдешин - на глазах изумленных сотрудников магазина. И в конце, после долгих обсуждений, они говорят: «Возьмем эту ткань - 40 сантиметров». Обычно в таких магазинах не отрезают меньше метра ткани, поэтому это вызывало настоящий ажиотаж.
У меня сохранилось старое издание «Евгения Онегина» Готье с иллюстрациями Соколова именно в таком интересном переплете.
Ещё несколько книг, связанных с Львом Турчинским, я получил, когда приехал в Москву. Я учился в физико-математической школе, которая мне дала много знаний и опыта.
Мои советские учителя были удивительными людьми. Они создавали в классе тёплую атмосферу и передавали нам знания из различных областей. Из 36 учеников класса 35 смогли поступить в университет с первой попытки. Но выбор для гуманитария был не так велик. Поэтому я поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета имени Николая Лобачевского.
В одном из прошлых интервью Вы говорили о том, что первый политический акт совершили, будучи студентом. Вы выпустили стенгазету, в которой процитировали стихи Марины Цветаевой, которая на тот момент была вне закона. Это правда? Не столько это был политический поступок, сколько проявление молодежной бесшабашности и любви к поэзии.
В то время я окунулся в мир Серебряного века и часто посещал областную библиотеку, брал сборники Андрея Белого, Цветаевой, Мандельштама. У моей знакомой художницы Аси Феоктистовой были ксерокопии, включая Цветаеву. Я перепечатал оттуда стихотворение из «Лебединого стана» и сделал свою книгу, прошитую в мастерской.
Кстати, эти мастерские были под пристальным наблюдением. В 1982 году отмечалось 90-летие Марины Цветаевой. Я сделал стенгазету на папироске об этом событии и процитировал стихотворение из «Лебединого стана» — самое безобидное.
Памятуя о Сергее Эфроне, законченное стихами: «Я помню ночь и ясное лицо/ В аду солдатского вагона./ Волосы мои ветром развеваю,/ Звания погоны в сундуке храню». Так вот эти погоны меня и выдали.
Дней два я с гордостью наблюдал, как девушки переписывали стихи из стенной газеты в свои блокноты, а потом она пропала. Спустя время выяснилось, что мое личное дело рассматривается в партбюро факультета. — Дураков, кроме меня, никто не мог так поступить. Конечно, это не Москва, а небольшой городок Горький. Так вот случилось со мной с поэзией Серебряного века.
Вы сами выбрали политику или она вас? Вас занесло в политические водовороты перестройки, когда все были втянуты в события, или вы осознанно решили заниматься государственными делами? — Как по природе я был старшим вожатым пионеров. Занимал должность секретаря школьного комитета Комсомола. С удовольствием работал с детьми во время пионерской практики. Участвовал в различных общественных организациях. А когда наступила перестройка, я организовал политический клуб с таким же названием. В то время я работал преподавателем на кафедре общественных наук филиала Горьковского Политехнического Института. Меня поддерживал городской комитет Комсомола. Всем было нужно что-то новое. Все приветствовали свежий воздух перемен, потому что хотелось свободы, но никто не брал на себя задачу поддерживать эти новые течения в провинциальном городе. На наши мероприятия клуба «Перестройка» приходило много людей. А перед выборами народных депутатов РСФСР меня призвали в армию служить офицером.
Получив лидерские качества в результате своего опыта, я начал свою политическую карьеру, служа в 30 километрах от дома в городе Мулине.
В это время проходили предвыборные собрания, и коллектив «Дзержинского филиала Горьковского политического института» выдвинул меня кандидатом в народные депутаты РСФСР.
Уже проработав три года на кафедре, меня там хорошо знали.
Мне был предоставлен отпуск на три месяца для предвыборной кампании, в результате которой я вышел во второй тур вместе с первым секретарем Дзержинского горкома КПСС и выиграл.
Это был период, когда предстали передо мной новые возможности, и так же было и с другими.
Начав работать в комиссии по культуре Верховного совета, я вспоминаю момент, когда после прибытия на вокзал в Москве нас, народных депутатов РСФСР из Горького, пригласили в депутатский зал.
Нас поселили в гостинице «Россия» с видом на Кремль.
В то время, хотя политические столкновения были неизбежны, наша обычная жизнь в гостинице была довольна спокойной: мы встречались, общались, помогали друг другу и разрешали бытовые проблемы.
Несмотря на внешнюю политическую напряженность, внутричеловеческие отношения между участниками событий были дружелюбными.
В это время мы начали формировать законодательство в сфере культуры.
На тот момент действовал только Закон об охране памятников культуры 1978 года.
Мы разработали и приняли законодательные акты о культуре, авторских и смежных правах, ввозе и вывозе культурных ценностей, а также о библиотечном деле.
В центре внимания нашего обсуждения оказывается массив законодательства, регулирующего сферу культуры в современном обществе. Однако, помимо абстрактных норм и правил, зачастую особый интерес вызывают истории и эпизоды, связанные с живыми людьми и их взаимодействием в этой области.
Один такой эпизод рассказывает о деятелях культуры, которые в свое время активно занимались сбором средств на поддержку и развитие культурных проектов. Упоминается «Олег Валерьянович Басилашвили», работавший в комиссии по культуре, с которым автор за время совместной работы подружился. Всплывает и имя «Юрия Мефодиевича Соломина», ушедшего из жизни несколько лет назад. Эти люди стали частью истории, оставив тем, кто с ними общался, яркие воспоминания.
Один из таких моментов запечатлен на фотографии, где собрались вместе несколько известных деятелей культуры. Разговор за чашкой чая в гостиничном номере привел к дальнейшему общению и сотрудничеству.
Помимо этого, автор вспоминает свою первую книжную рецензию, посвященную книге «Натальи Ильиничны Сац». Он описывает процесс съемки на фотоаппарат отца и самостоятельной печати фотографий.
В это время он знакомится с многими представителями культурной среды, что в дальнейшем повлияло на его деятельность. Вопрос о том, каким образом следует выбирать директоров музеев, приводит к обсуждению принципов назначения на эту должность. Времена меняются, и процессы отбора кандидатов также эволюционируют.
Однако, ключевым вопросом остается не только сам процесс выбора, но и качество лидерства, которое обладает директор культурного учреждения. Видный деятель в этой сфере не только управляет институцией, но и оказывает влияние на общественное мнение в гуманитарной сфере. Он становится своеобразным образцом для подражания, публично высказываясь по различным вопросам.
Важно, чтобы такие лидеры были обладателями широких взглядов и позиций, стимулирующих дискуссии и диалоги. Автор выражает свое сожаление по поводу недостатка таких фигур среди современных деятелей культуры, с которыми было бы интересно обсудить какие-либо вопросы и поделиться своими мыслями.
Продолжение дискуссии о том, кто должен управлять культурными учреждениями — специалист с глубокими знаниями или эффективный менеджер остается актуальным и диспутным вопросом. Определить правильный подход к управлению может быть не так просто, поскольку в каждом случае требуется учитывать множество факторов, особенностей конкретной ситуации. Однако, важно понимать, что в современном мире требуются как специалисты с глубокими знаниями в области культуры, искусства, истории, так и эффективные менеджеры с опытом в управлении организациями. Баланс между такими специалистами может быть ключом к успешному руководству культурными учреждениями.
Часто возникает вопрос, стоит ли отдавать предпочтение одним навыкам перед другими. Однако, ситуации различаются, и иногда опытный менеджер может лучше справиться с управлением культурным учреждением, даже если у него нет глубоких знаний в этой области. С другой стороны, специалист с пониманием специфики культурной сферы может принести больше пользы в сохранении и развитии культурного наследия. Важно не забывать, что успех любой культурной организации зависит от команды специалистов с различными компетенциями, способных эффективно взаимодействовать и добиваться общих целей.
Поэтому, правильный выбор руководителя для культурного учреждения может быть определен индивидуально для каждого случая, и важно учитывать все аспекты и особенности ситуации.
Вернемся к личной истории автора, связанной с событиями 3 октября 1993 года. В этот день автор только что женился и отмечал свадьбу в Дзержинске с родителями и друзьями, среди которых присутствовал и Борис Ефимович Немцов, тогдашний губернатор Нижегородской области. Вторая часть свадьбы проходила в Москве, но была затронута событиями, происходившими в столице. Оказавшись влиянии политического кризиса, автор рассказывает о своем походе к Белому дому, где встретил танки и охрану, и наблюдал за развитием событий изнутри. Этот личный эпизод показывает, как неожиданные и серьезные события могут повлиять на жизнь обычных людей.
Важно помнить о том, что история России и события 1993 года напоминают о необходимости мирного разрешения конфликтов и умении найти компромисс в сложных ситуациях. Гражданская позиция, активность и готовность к диалогу — ключевые составляющие для предотвращения насилия и сохранения мира. Вместе с тем, история автора также демонстрирует важность активного участия граждан в общественной жизни и защиту демократических ценностей.
В конечном итоге, обсуждение о том, кто должен управлять культурными учреждениями, поднимает важные вопросы о лидерстве, профессионализме и ценностях, которые необходимо учитывать при принятии решений в этой сфере. В современном обществе, где культура играет важную роль в формировании идентичности и ценностей, правильное управление культурными учреждениями имеет критическое значение для сохранения культурного наследия и развития общества в целом.
Мы были прямо у порога. Дальнейшие политические разногласия в парламенте я воспринимаю нормально. Я не приемлю идею, что парламент не место для дискуссий. После тридцати лет работы в парламенте и правительстве я стал смотреть на все это с философской точки зрения. Со временем резкости улаживаются.
За тридцать лет моей карьеры мне пришлось проводить множество инициатив. Только в один год Литературы было организовано несколько тысяч лекций, выставок, творческих встреч... Поддержание литературы и прививание любви к чтению требуют постоянных усилий.
В наше время мы находимся в другом информационном пространстве. В прошлом у подростка в провинции было ограниченное количество развлечений - поход в театр, просмотр кинофильмов или проведение времени на улице с друзьями. И все. Сегодня чтение соперничает с использованием смартфона, который предлагает целый мир развлечений - от музыки и общения до фильмов и сериалов. При этом в сутках по-прежнему 24 часа. Борьба за каждый свободный час стала сегодня чем-то совершенно иным по сравнению с тем, что было 30 лет назад.
Особенно нас беспокоит ситуация с детским чтением, поскольку детям тяжелее отдать предпочтение книге, отказавшись от другого контента. Без нашей поддержки литература проиграет эту битву. Когда перед тобой выбор между песней, которая обсуждается во всех чатах, и старым томиком Пушкина, куда тяжелее будет отдать предпочтение?
Наша задача - организовывать мероприятия вокруг литературы, чтобы привлечь к ней внимание. Это могут быть фестивали, экранизации произведений, широкое освещение литературных событий в медиа. В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) мы занимались именно этим.
Я горжусь созданием книжного фестиваля на Красной площади, потому что это стало знаковым событием, которое подтверждает важность культурных инициатив. Фестиваль на Красной площади является локомотивом, ведущим культурное движение, генерируя новые идеи и идейных творцов.
Культурные программы могут оказывать значительное влияние, проникая через медийное пространство и обогащая общественный диалог. Создание телеканала «Культура» стало еще одним успехом, позволяющим расширить культурное пространство в среде телевизионного вещания. Важно находить способы вовлечения культурных и образовательных программ в медийную сферу, чтобы акцентировать внимание общественности на развитии искусства и культуры.
20 лет назад удалось выделить значительные средства для поддержки культурных программ, что привело к запуску популярных передач, таких как «Спокойной ночи, малыши» и «Умники и умницы», способствуя формированию культурного общества и воспитанию нового поколения.
Примером успешной реализации культурного проекта является радиостанция «Орфей», которая после длительных усилий смогла выйти на FM-частоту, обогащая радиовещание классической музыкой. Реализация этого проекта была непростой, но благодаря настойчивости команда смогла добиться успеха и создать значимый культурный продукт.
Написание книги и диссертации о русских художниках-эмигрантах, иллюстрировавших французскую литературу в 1920-40-х годах, стало для меня еще одним достижением, которым я горжусь как автор и общественный деятель. Исследование деятельности русских художников-эмигрантов позволяет сохранить историческое наследие и подчеркнуть их вклад в мировое культурное наследие.
Все эти проекты и инициативы отражают мою приверженность культурному развитию и стремление к тому, чтобы искусство и культура оставались важными компонентами современного общества. Гордость за реализованные проекты и исследования стимулирует меня продолжать работу в сфере культуры и искусства, внедряя новые идеи и продвигая культурные ценности в обществе.
Эта тема о русской интеллигенции, ее влиянии на культуру и искусство, выбрана мною из-за ее значимости и уникальности. Русская интеллигенция была особой культурной силой задолго до того, как Эрнест Хемингуэй написал о своих воспоминаниях о Париже. Она знала, что город «Париж» — это своеобразный праздник, который всегда с тобой, и оказывала огромное влияние на развитие мировой культуры.
После Дягилевских сезонов в Париже русские художники, вынужденные покинуть Россию после революции, начали заниматься книжной графикой. Такие великие мастера, как Иван Билибин, Александр Бенуа, Юрий Анненков, творили в области искусства книги и преобразили французскую иллюстрацию. Этот процесс привлек десятки русских художников-эмигрантов, что является редким и примечательным явлением.
Русское искусство книги с иллюстрациями таких мастеров, как Юрий Анненков, Мстислав Добужинский, Марк Шагал, Александр Алексеев, стало известным и востребованным по всему миру, пополняя коллекции библиофилов и библиотек. Это уникальное творчество несло знания о русском искусстве во все уголки мира, способствовало его распространению и уважению.