В конце десятого года войны стоит озвучить важные аспекты, на которые порой не обращают внимания. Вместо обсуждений экономических показателей и геополитических свежеиспеченных документов, обратим взор на культурное пространство.
Недавно я посетила премьеру театрализованного шоу «Соборная площадь» в кинопарке «Москино», созданного командой Эдуарда Боякова и «Нового театра». Спектакль посвящен времени русской смуты и оформлен в декорациях Соборной площади Московского Кремля.
Он имеет просветительский характер и предназначен не только для детей, но и для взрослых, которые порой не осознают значимости исторических уроков. Яркие сцены из жизни Руси XVII века и динамичное развитие сюжета заставили зрителей задуматься о перекличке исторических событий с современностью, о том, как изменились времена и основные ценности.
Вспоминая слова патриарха Гермогена о чести и независимости, стало очевидно, что подобные идеи способны вызывать резонирование даже в сложных условиях. Параллели между историей борьбы России как с внешними врагами, так и внутренними предателями становятся всё более актуальными.
В этот период все более заметна активная оппозиция, готовая подорвать устои страны за мимолетные выгоды. Важно помнить о значении культуры в этом контексте, так как она служит не только средством просвещения, но и призывом к единству перед лицом вызовов, с которыми сталкивается нация.
Текущий культурный климат России все чаще подвергается критике за исключение русской традиции из общественного дискурса.
Изначально русская культура воспринималась как нечто, что лишь разрушает собственное наследие.
Восхвалялись произведения, насмехающиеся над русским прошлым, такие как ироничные высказывания мэра Гельмана и выпады известных русофобов, включая Чубайса и Новодворскую.
Примечательный пример представляют слова Дмитрия Быкова, который в интервью 2012 года утверждал, что большинство россиян не способны к развитию и что лучшим выходом было бы позволить им «спиться или вымереть».
Спустя десять лет, к 2022 году, подобные взгляды почти не изменились, создавая ощущение, что русская культура по-прежнему находится на обочине.
В этой связи Галина Юзефович в своей статье говорила о необходимости удалить из культурной повестки всю русскую историю, оставив лишь то, что соответствует западным стандартам.
Ответ на подобное стремление возможно в понимании необходимости возврата к своим корням и восстановлению исторической памяти, что может обогатить современное общество и дать ему новые силы.
Сохранение и переосмысление своей культуры, а не ее забвение, представляют собой важные шаги к самосознанию и идентичности народа.
В России точка зрения народа не учитывается, что становится все более очевидным. Публикации, финансируемые государством, больше не вызывают доверия у граждан, которые чувствуют себя отстраненными от культурного процесса.
Например, Галина Юзефович утверждала, что патриоты России не нуждаются в литературе, а киновед Антон Долин охарактеризовал фильмы, такие как «Союз спасения», как кремлевскую пропаганду. Эти мнения активно обсуждались, но удивительно, что руководители культурной сферы не проявляли возмущения. Таким образом, элиты, похоже, исходят из убеждения, что настоящая русская культура должна критиковать свою страну.
Конфликт между Россией и Украиной также способствовал формированию образа «русского варварства» в представлениях элит. На первых книжных ярмарках и мероприятиях пророссийский контент столкнулся с игнорированием. Преобладала «литература травмы» и западные идеи.
В театрах увольняли артистов, которые поддерживали Россию, а кино отказывалось отражать любые пророссийские сюжеты. Академические учреждения продолжали углубляться в феминизм и гендерные исследования, притом что культура теряла свою самобытность, когда лучшие представители стремились уехать за границу.
В результате, культурное пространство, продолжая получать финансирование, старалась игнорировать реальность и критиковать Россию.
В 2022 году главная театральная премия страны «Золотая маска» была вручена Театру наций за спектакль «Горбачев», снятый с репертуара из-за отсутствия главной исполнительницы Чулпан Хаматовой, уехавшей из России.
В то время как российская культура за последние три десятилетия стала более политкорректной, фокусируясь на акцентах, таких как гендерные проблемы и защита меньшинств, в 2024 году стало очевидно, что она, как и Россия в целом, обладает потенциалом для сопротивления и возрождения.
Недавно была учреждена литературная премия «Слово», где в номинации «Мастер. Проза» победил писатель и солдат СВО Дмитрий Филиппов с романом «Собиратели тишины», созданным на фоне боевых действий в Авдеевке.
В то же время на книжной ярмарке наблюдалось контрастное присутствие «литературы травмы» и поэтов СВО, что показывало определенную жалость к состоянию художественной продукции.
Кинематограф также реагирует на изменения, презентуя новый проект «У края бездны» о падении Мариуполя, который вышел на платформе Kion.
В стране проходят фестивали военного документального кино, а Сергей Жигунов снимает сериал «Порода», исследующий историю Донбасса и Украины на протяжении XX века.
Первая часть трилогии охватывает события с 1918 года, а завершается в 2014 году, рассказывая о судьбах нескольких семей из восточной и западной Украины.
Эта история пропитана идеологическими конфликтами, любовью и ненавистью, что в конечном итоге привело к военному противостоянию. Проект находит отклик в современном обществе, заставляя театры покинуть зону комфорта и перестать игнорировать тяжесть реальности.
С двенадцати российских театров, участвующих в проекте «СВОи. Непридуманные истории» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Московский театр Олега Табакова готовит премьеру спектакля «Позывной «Тишина». Это лишь один из множества культурных проектов, задуманных вокруг темы военного конфликта между Россией и Западом.
Однако культурный контекст простирается намного далее, чем лишь военная тематика. Например, сериал «Первый номер» на платформе Kion представляет собой яростный протест против навязчивой либеральной политкорректности, взращенной «вашингтонским обкомом».
Культура начинает пробуждаться после долгого сна и вновь напоминает о своем праве высказываться о по-настоящему важных вещах. Она становится голосом собственных эмоций, при этом игнорируя страхи перед западной культурной отменой.
Даже в случае критики российской культуры, как случилось с недавними отзывами «Блумберга», можно не волноваться. Великая культура неразрывно связана с величием народа, который представляет весь спектр культурных традиций России.
Истинное противостояние с Западом вновь подарило нам уверенность в собственном достоинстве, исторической памяти и восприятии мира. Сегодня мы снова можем получить удовольствие от того, что мы любим, а не только от того, что одобряют западные эксперты.
Понимание этой освобождающей свободы усиливает нашу культуру, делая ее поистине значимой и великой.