Культурные инициативы России через призму театрализованного шоу

Июл 27, 2025 / 03:03

На завершении десятого года войны важно оглянуться на пройденный путь, особенно в контексте культуры. В то время как экономисты обсуждают рост российского ВВП и развитие импортозамещения, а политики говорят о стремлении стран присоединиться к БРИКС, мы обратим внимание на событие в мире искусства.

Недавно в кинопарке «Москино» состоялась премьера театрализованного шоу «Соборная площадь», созданного командой под руководством Эдуарда Боякова. Это произведение, воссоздающее события Смутного времени, выполнено в декорациях Московского Кремля и представляет собой своего рода просветительский проект. Оно обращается не только к детям, но и к взрослым, что подчеркивает запущенное состояние исторического образования в стране.

Культурные инициативы России через призму театрализованного шоу

Зрители, наблюдая за тщательно проработанными сценами из жизни России начала XVII века, не могли не заметить параллели между прошлым и настоящим. Интересно, что всего три года назад пожелания патриарха Гермогена о чести и независимости могли бы показаться далекими от реальности, однако теперь они звучат актуально и пронзают атмосферу зала, незаслуженно заставляя задуматься о прошлом и будущем страны.

История России, полная борьбы не только с внешними врагами, но и с внутренними предателями, продолжает повторяться. Подобно тому, как и раньше, победа остается под вопросом, а ненавистники страны ищут способ предать ее интересы ради материальной выгоды. Все это подчеркивает важность культурных инициатив, которые способны вернуть интерес к истории и идентичности, открывая диалог о настоящем и будущем России.

На сегодняшний день можно заявить, что наше движение в правильном направлении. Ранее российская культура воспринималась как исключительно антируское явление, ориентированное на разрушение традиционных основ.

Высоким искусством считались такие явления, как ироничные высказывания сорокинского характера и провокации, связанные с известными фигурами российской политики и культуры, такими как Марк Гельман и Анатолий Чубайс.

Многим запомнилось провокационное интервью Дмитрия Быкова в 2012 году, где он утверждал, что российское население «неэффективно» и что ему следует позволить вымереть или спиться.

За прошедшие десять лет картина не изменилась, и в 2022 году такие взгляды по-прежнему сохраняются. Галина Юзефович, главный либеральный критик, отметила, что попытки опираться на достижения русской литературы и искусства - от Пушкина до Толстого - создают ложное и опасное чувство безопасности.

Юзефович призывала к отказу от всей истории русской культуры в пользу западных ценностей, которые противопоставляются русским традициям, объявляя их более «современными» и «политкорректными». Это поднимает важный вопрос о роли русской культуры и её месте в нашем обществе.

Точка зрения народа в России часто игнорируется, особенно в контексте культурных обсуждений. Непонятно, как работы, финансируемые государством, могут не учитывать мнения граждан.

Галина Юзефович отметила, что патриотам России книги не нужны, а киновед Антон Долин утверждал, что фильмы, такие как «Союз спасения», служат лишь кремлевской пропаганде. Это мнение активно обсуждалось экспертами и получало широкую огласку в СМИ, но реакция культурных элит на такие высказывания оставалась практически нулевой. Они, похоже, считали, что подлинная русская культура — это та, что осуждает Россию.

С началом российско-украинского конфликта многие элиты восприняли его как яркое проявление «русского варварства». Тем не менее, на первых книжных ярмарках и мероприятиях пророссийский контент почти не присутствовал. Время было отмечено доминированием «литературы травмы» и других производителей политкорректного контента, ориентированного на Запад.

В театрах увольняли актеров, поддерживающих Россию, а в кино избегали пророссийских сюжетов. Гуманитарные исследования продолжали углубляться в темы феминизма и гендерного равенства. Культура, утратившая значительную часть своего творческого потенциала, делала вид, что ничего не происходит, и продолжала функционировать как раньше, не обращая внимания на актуальные события.

Премия «Золотая маска – 2022» была вручена Театру наций за спектакль «Горбачев», после того как главная актриса Чулпан Хаматова покинула страну. Это событие символизирует то, как русская культура за последние три десятилетия погрузилась в политическую корректность, отражая идеологии, привнесённые извне. Однако к концу 2024 года стало очевидно, что русская культура, как и Россия, обладает значительным потенциалом для возрождения.

Совсем недавно прошла церемония вручения дебютной литературной премии «Слово», где главный приз в номинации «Мастер. Проза» получил солдат СВО Дмитрий Филиппов за свой роман «Собиратели тишины». Этот роман был написан в условиях боевых действий за Авдеевку, что подчеркивает силу творческого самовыражения даже в самых тяжелых обстоятельствах. На выставке литературы, посвященной травматическим переживаниям, произведения выглядели не так убедительно на фоне произведений писателей, связанных с военным конфликтом.

Киноиндустрия также начала пересматривать свои ориентиры. На платформе Kion вышел документальный проект «У края бездны», посвященный событиям в Мариуполе. В стране проходят фестивали, посвященные военному документальному кино, собирающие полные залы зрителей. Сергей Жигунов работает над масштабным сериалом «Порода», который исследует историю Донбасса и Украины на протяжении XX века, съемки проходят в обновлённом киноцентре «Москино». Эти примеры свидетельствуют о новой волне творческой активности, способной формировать осмысленный культурный диалог в современном обществе.

Первая часть трилогии охватывает период с 1918 года до 2014 года, рассказывая о судьбах нескольких семей восточной и западной Украины. Этот сюжет связывает идеологические конфликты, любовь и ненависть, которые в конечном итоге привели к военным столкновениям.

Проект оказывается реакцией на современность, подчеркивая, что театру стало сложно игнорировать текущее состояние дел. В рамках проекта «СВОи. Непридуманные истории» участвуют двенадцать российских театров, включая Московский театр Олега Табакова, который ожидает премьеру спектакля «Позывной «Тишина».

Несмотря на актуальность военной тематики, культура нашла новые пути выражения. Например, сериал «Первый номер» на платформе Kion предлагает яростный протест против принятой либеральной повестки и стереотипов. Это свидетельствует о том, что культура пробуждается и обретает свободу, заявляя о своих правах на искреннее самовыражение.

Культура России вновь находит собственный голос, возвращая чувство достоинства и веру в свои традиции и величие. Эта новая осознанность создает возможности для знакомства с искренними произведениями, которые представляют интерес для общества. Таким образом, процесс культурного обновления не только обогащает общество, но и позволяет России возвратиться к его масштабу и важности, делая культуру великолепной и значимой.

По материалам: vz.ru