Культура как ключ к самоосмыслению и выживанию нации

Фев 16, 2025 / 00:19

Культура представляет собой значимый аспект жизни, который, несмотря на свою второстепенность в глазах многих, отвечает на важный вопрос: «нужны ли мы нам?» Эта способность к самоосмыслению является основополагающей для наций, не способных ее решить, которые исчезают с лица истории. Культура служит своеобразным ключом, открывающим двери в будущее, и ее влияние ощутимо на протяжении многих поколений, оказывая действие на мысли и реакции людей.

Знаменитая фраза «Русские не сдаются!» — это воплощение русского культурного мантра, которую передают из поколения в поколение. Эта установка берет свои истоки от языческого князя Святослава и проходит через христианские акценты Дмитрия Донского до героизма современных летчиков. Она формирует мировосприятие и моральные установки людей.

Культура как ключ к самоосмыслению и выживанию нации

Культура обладает мудростью, превосходящей понимание отдельного индивида, и в себе несет как светлые, так и мрачные аспекты существования. В одной этнографической книге я наткнулся на описание «Ратней черви», мешанины корней и червей, которая при повреждении рассыпается в прах, выполняя потаенные желания человека, но при этом уничтожает его. Это метафора, подчеркивающая, как культура, способная исполнять желания, может одновременно приводить к самоуничтожению.

Человек, стремясь к желаемому, иногда теряет все, что ему дорого, включая самого себя.

В конце 1980-х и в 1990-е годы в нашу жизнь начала прорастать новая культура, которую мы тогда окрестили «чернухой». Этот феномен пришел на смену разрушающимся советским мечтам, порождая вместо надежд лишь ужасы и насилие, включая геноцид русских и унижения.

Вся «чернуха» превращала все положительное в искаженность, замещая его чем-то отвратительным. Таким образом, в общество вошел новый, мрачный образ жизни, где старые традиции адаптировались к новым реалиям, и даже известное советское КВН стало основой для формирования карикатурных персонажей, таких как Зеленский, который отправляет солдат на гибель.

Со временем нас окружил цинизм и безразличие, и вместо доброты мы стали испытывать лишь отвращение к себе. Черви, атрибуты этой новой культуры, захватили на себя само понятие «культура». От Гельмана до Инстасамки, они принесли зловещий диагноз: «за деньги да».

Мы, поглощенные этим балаганом, сначала были готовы его принять, однако с началом войны пришло осознание, и мы решительно отторгли его. В момент нашего пробуждения этот «червь» закричал: «Мы – культура, и у вас не будет другой!».

Современное искусство в России активно реагирует на социальные и политические события, что наглядно демонстрирует эволюция русского дискурса в культурном пространстве.

Все началось с художественного направления, когда философы и художники заявили о своей важной роли в обществе. В 2008 году Алексей Гинтовт получил премию Кандинского, что вызвало травлю со стороны либеральных критиков, опасавшихся «красно-коричневого реванша» в культуре.

Однако, этот шаг обозначил вторжение русского искусства в современную культурную среду, и с тех пор этот процесс только усиливается. Начало конфликта в Донбассе в 2014 году стало толчком для граффити-проектов, отражающих сложные реалии.

В 2023 году стартовал проект «Сталь», в рамках которого художники используют плиты от армейских бронежилетов как холсты. Такие проекты реализуются в разных городах России, включая Донецк, где создаются муралы на темы специальной военной операции (СВО).

В январе 2025 года в Москве прошла выставка с 70 произведениями живописи и графики, посвященными СВО, а также выставка цифрового искусства, где молодые авторы исследуют актуальные темы через призму статистики и искусства.

Выставка «Военкоры» в «Зарядье» и проект «За мир после нашей Победы» в Академии художеств подчеркивают важность этих тем в современном контексте.

Другие выставочные проекты, такие как «Уголь земли Русской», демонстрируют портреты солдат, акцентируя внимание на их значимости в обществе. Искусство становится важным средством самовыражения и комментирования текущих событий, обогащая культурную жизнь страны.

Выставочную деятельность продолжают Музей современного искусства, Музей Победы, а также музеи Луганска и Донбасса.

Директор луганского музея Артем Рубченко, который был ранен во время военных действий в 2022 году, сохранит свою активную роль в проекте.

Также среди погибших - преподаватель Академии художеств Александр Федоров и луганский скульптор Александр Елизаров.

На большие экраны вышел документальный фильм Максима Фадеева «У края бездны», который стал заметным событием в мире кинодокументалистики, привлекая зрителей и вызывая очереди на премьере.

Фильм представляет собой часть более широкого направления «военного гонзо», сформировавшегося благодаря работам Семена Пегова.

Также вышли ленты «Позывной «Пассажир»», «Свидетель» и сериал «20/22».

В Москве состоялась презентация документальной картины «Люди Христовы. Наше время», посвященной гонениям на православную церковь.

Артхаусный режиссёр Иван Твердовский уехал в Донбасс для съемок своего проекта «Реверс».

В театре произошли изменения после трагической гибели худрука Волковского театра Сергея Пускепалиса в автокатастрофе.

Тем не менее, его работа продолжена: в «Зарядье» был представлен камерный спектакль «Русская Заря» Ольги Окрепиловой, который рассказывает о событиях в Донбассе с 2014 по 2022 год словами очевидцев.

Спектакль «Просто жить», представленный Казанским театром юного зрителя в январе 2025 года, основан на пьесе Яны Ореховой и является частью проекта «СВОи», который исследует посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и адаптацию к мирной жизни после войны. Место действия развертывается на фоне украинских городов, таких как Одесса, Мариуполь, Луганск и Донецк. Это уже третья постановка в рамках проекта. Кроме того, театр Табакова планирует премьеру спектакля «Позывной «Тишина», о добровольце на СВО, а также анонсируются новые работы, включая «Штабной писарь» и «Сестры».

Музыка на войне имеет давнюю традицию, начиная с 2014 года. Здесь можно упомянуть многообразие произведений: от песни «Миллионы» Александра Ф. Скляра до выступлений бывшего скрипача «Аквариума» Андрея Решетина и хитов MC Val. Нельзя забыть такие имена, как группа «25/17» и Миша Маваша, а также подвиги музыкантов Донецкой филармонии, принимавших участие в боях за Мариуполь. В то время как литературная проза пока не достигла больших форматов, телеграм-проза развивается, заполняя пространство военных впечатлений и воспоминаний. Тем временем, СВО вывела на свет множество поэтов, таких как Пелевин, Ревякин, Пегов и других, которые нашли свое место в новом контексте.

Пострадавшие от войны не только рядовые граждане. Среди погибших – интеллектуалы, такие как евразиец Павел Канищев и студенты МГУ. Также следует отметить журналиста и политолога Дашу Дугину и преподавателя философии Сергея Некрасова. Их судьбы иллюстрируют активное участие интеллектуалов в конфликте, отображая их гражданскую позицию. В противовес им выделяются самозванцы, которые, занимая известные позиции в культуре, кажутся неуместными в контексте происходящего.

Новая форма культурной идентичности, возникающая на фоне этих событий, позволяет уверенно говорить о возвращении русских на мировой культурный и политический уровень. Мы больше не те русские, что были в прошлом, но и не те, что появились в 90-х. Мы становимся создателями новой русской культуры, которую уже можно обозначить как сверхновую. Мы находимся в процессе формирования нового культурного пространства, четко понимая вызовы, стоящие перед нами. Эта консолидация символизирует не только возвращение, но и переосмысление культурных и исторических традиций в условиях современности.

По материалам: vz.ru