Статья касается «культуры боевых топоров», существовавшей на территориях Центральной и Восточной Европы между 3200 и 1800 годами до нашей эры. В это время многие народы стремятся продемонстрировать свои исторические корни, подчеркивая, что их предки были самыми развитыми, что актуально в контексте современного увеличения производительности труда.
Данная культура известна также как «культура шнуровой керамики», что связано с характерным орнаментом на керамических изделиях. Она охватывала значительные территории континентальной Европы, исключая лишь некоторые регионы, населенные доиндоевропейскими народами, а также северную Скандинавию, где обитали предки саамов.

Культура боевых топоров называется так благодаря находкам каменных топоров, обнаруженных в мужских захоронениях, что подчеркивает военное значение этой эпохи. Альтернативные названия, такие как «культура одиночных могил», также акцентируют внимание на уникальности погребальных обрядов и форме керамики того времени.
Интерес к таким культурам позволяет лучше понять историю человечества и его культуру, а также увидеть, как военные артефакты повлияли на социальную структуру и обычаи различных народов.
Научные исследования указывают на несколько теорий происхождения различных «культур боевых топоров». Одни исследователи связывают их с катакомбной культурой южной части Восточной Европы, характеризующейся погребениями в катакомбах. Другие же рассматривают ямную культуру, которая существовала ранее и прослеживается в погребениях в ямах, как предшественницу культуры боевых топоров.
На западе эта культура могла унаследовать элементы культуры воронковидных кубков, тогда как на территории современной Балтии и Калининграда шнуровая керамика, вероятно, относится к культуре иноземцев. На востоке культура боевых топоров представляется абсолютно новой и не связанной с местными предшественниками.
Представители катакомбной культуры жили в небольших поселениях, занимались скотоводством и земледелием, возможно, ведя полукочевой образ жизни, перемещаясь при истощении полей. Для таких передвижений использовались волы, запряженные в повозки, а также низкорослые лошади для всадников, главной животноводческой ценностью же были свиньи.
Погребальные традиции этой культуры включали неглубокие могилы, где мужчины располагались, скорчившись на правом боку, а женщины – на левом, всегда лицом к югу. Могилы часто располагались рядами, и в захоронениях мужчин находились каменные боевые топоры.
В это же время существовала культура колоколовидных кубков с аналогичными погребальными обрядами, и обе культуры занимали значительную часть территории Западной и Центральной Европы.
Антропологический тип, характеризующий представителей данной культуры, имеет длинные и узкие черепа с высоким лбом, что позволяет легко их идентифицировать. Эта культура рассматривается как одна из ветвей индоевропейских культур и долгое время считалась протокультурой всех европейских индоевропейцев.
В настоящее время ее относят к культуре боевых топоров, которая служит одной из крупных ветвей древних народов Европы, включая протобалтославян на востоке и протогерманцев на западе. Могилы с боевыми топорами указывают на высокую воинственность этих народов, что подтверждает необходимость использования этих инструментов в их жизни.
Существовало множество региональных вариаций культуры боевых топоров, каждая со своими особенностями. Начнем с шведско-норвежской культуры, самой северной из известных, поселения которой достигали даже полярных широт и имели название «культура ладьевидных топоров». В Скандинавии археологи обнаружили около 3000 топоров, и этот период стал известен как «период раздробленных черепов». Данные находки свидетельствуют о том, что переселение узколицых пришельцев с боевыми топорами носило характер вторжения, и пользовались они ими с высокой степенью мастерства.
Финская версия этой культуры представила собой охотническую общину, которая обитала в лесных районах. Однако на находки из раскопок финских поселений приходится гораздо меньше открытий, что затрудняет более глубокое понимание их образа жизни. Тем не менее, разнообразие культур боевых топоров подчеркивает сложность и многогранность истории древних народов Европы.
Центральная Европа известна своими археологическими находками керамики с отпечатками веревок, которые встречаются как в могилах мужчин, так и женщин. Восточные регионы представляют интересные культурные группы, такие как среднеднепровская и фатьяновская культуры, последняя из которых имеет восточный подтип — балановскую культуру.
Среднеднепровская культура, хотя и оставила немного следов, занимала стратегически важные пути из степей в Центральную и Северную Европу, простираясь по Днепру и его притокам в районе Смоленска и Киева. Эта культура существует параллельно с катакомбной культурой Северного Причерноморья.
Значительным артефактом племен фатьяновской культуры являются боевые топоры, которые обнаруживаются на всей их территории расселения. Классификация топоров по Д.А. Крайнову включает до шестнадцати основных типов для фатьяновской и девять для среднеднепровской культуры, что создает сложности для неспециалистов.
Среди всех типов выделяется топор-колун, который служил не только в качестве оружия, но и для хозяйственных нужд, таких как рубка деревьев. Такие топоры находят в Курской, Орловской, Белгородской и Липецкой областях. С течением времени лицевые формы топоров изменялись, и к середине II тысячелетия до н. э. начали появляться более сложные разновидности, отвечающие меняющимся потребностям этих древних обществ.
В развитии древнего оружия на Руси ключевым стал топор-молоток, обладавший вытянутым обухом. В верхневолжском регионе начали появляться лопастные топоры, выполненные из камня и отличавшиеся своей красотой и изяществом. Находки таких орудий были зафиксированы в Костромской, Ярославской и Тверской областях. Со временем, формы топоров упрощались, а художественная отделка терялась. Это явление может быть связано с переходом к мирной жизни, что также отразилось на большем количестве орудий труда в погребениях по сравнению с оружием.
С медным веком пришла новая эра в производстве орудий, хотя первые медные топоры напоминали свои каменные предшественники. Однако такие находки являются очень редкими: на территории бывшего СССР обнаружено всего около 30 медных топоров, что свидетельствует о их исключительной редкости.
Еще большая редкость представляют медные наконечники копий — лишь пять находок, три из которых относятся к фатьяновской культуре, а два — к среднеднепровской. Эти наконечники обычно кованы, оснащены втулкой с отверстиями для крепления и зачастую украшены орнаментом.
Следом идут кремневые наконечники стрел и дротиков, которые не отличаются большим разнообразием. Большинство из них имеют черешок и два боковых шипа, способные наносить серьезные ранения. Эти находки характерны для погребений московско-клязминской и окско-деснинской групп. Возможно, данное увеличение числа стрел связано с расцветом военного искусства фатьяновцев, которые, отвергая рукопашный бой, стали больше полагаться на использование лука и стрел.
Фатьяновцы хоронили своих умерших в скорченном положении: мужчин на правом боку с головой на запад, а женщин на левом — с головой на восток.
В Пятигорске в краеведческом музее хранится булава, а также очень редко встречаются метательные камни — полированные каменные шары, которые могли использоваться как для пращи, так и в качестве навершия для «гибкой палицы». Это оружие, популярное у индейцев-дакота, обеспечивало разрушительные удары благодаря конструкции, где камень обвязывался кожей и крепился к деревянной рукоятке с подвижным соединением.
Известно, что каменные топоры сверлили с помощью лучкового сверла. Это означало, что до появления лука создать такие инструменты было невозможно. Использовали либо деревянные стержни с кварцевым песком, либо пустотелые кости, которые накладывались на палку. Работы по изготовлению топоров производились на поток, но требовали тщательной обработки и полировки в финальной стадии.
Насчет попыток политизации древней истории Украины, следует отметить, что многие достижения культур, существовавших на данной территории, не отличались уникальностью. Археологические находки подтверждают, что многие аспекты развития были схожи с другими регионами. Эти исторические факты позволяют осознать, что культурные достижения всегда были общей чертой, а не привилегией отдельных народов.