Кино и геополитика в эпоху многополярности

Янв 25, 2025 / 03:23

Связь между кино и геополитикой может показаться непривычной, но она очень актуальна, особенно в свете современных изменений в мировой структуре власти, как отмечает Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив Ma'no. В аналитической статье для Podrobno.uz он акцентирует внимание на трансформациях, происходящих на глобальной арене и их влиянии на киноиндустрию в условиях формирующегося многополярного мира.

Эргашев упоминает концепцию «Глобального Юга», объединяющую Азию, Африку и Латинскую Америку. Это понятие стало значимым в последние годы, так как анализ показывает, что центр экономической активности смещается из традиционных регионов, таких как западные страны, Южная Корея и Япония, в Азию.

Кино и геополитика в эпоху многополярности

Ключевую роль в понимании этой перемены играет концепция, предложенная американским социологом Иммануилом Валлерстайном, где выделяются центр, периферия и полупериферия. Эргашев подчеркивает, что ряд исследований предсказывает, что 21 век станет «веком Африки», так как континент переживает переход от неоколониальной системы в новый этап развития.

Процессы, происходящие в этом регионе, а также в Южной Америке, например, в Бразилии, создают предпосылки для изменений в мировой политике. Бразилия проявляет активность на международной арене и, возможно, может стать новым постоянным членом Совета Безопасности ООН.

В условиях формирования многополярного мира возрастает значение Глобального Юга, утверждает Эргашев. Будущие центры силы будут стремиться к активному сотрудничеству с этими странами, которые становятся новыми точками экономического роста.

Это объективный процесс, и сейчас важно предпринять шаги для повышения их роли в мировой трансформации. Одним из значимых мероприятий в этом контексте может стать возрождение «Ташкентского международного кинофестиваля», который объединит страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Это даст Узбекистану возможность продемонстрировать свои кинопроекты и обсудить развитие киноиндустрии. Эргашев отмечает, что новые формы и подходы в мировом кино, по его мнению, находятся именно в этих регионах, а не в голливудских стандартах.

Ташкент имеет потенциал стать центром незападной киноиндустрии, проводя этот форум каждые два года. Однако существует проблема: фестиваль когда-то был мощным брендом Советского Союза, и в Узбекистане активно действуют организации и медиа, критикующие советское наследие.

Эти факторы могут затруднить процесс возрождения фестиваля.

Период, о котором говорит Эргашев, был сложным, но одновременно результативным для Узбекистана в сфере современного возрождения.

Он акцентирует внимание на важной роли национального кино, которое получило развитие в советское время. Несмотря на негативное восприятие, касающееся определенных аспектов той эпохи, необходимо признать значимость культурного прогресса, который произошел.

Возрождение кинофестивалей, как подчеркивает эксперт, может способствовать повышению имиджа Узбекистана на международной арене.

Однако, с его точки зрения, отсутствуют стратегические инициативы и проницательные решения у действующих руководителей, что затрудняет дальнейшее развитие.

Это подтверждается исчезновением международного фестиваля «Золотой гепард» и его преемника – Ташкентского международного кинофестиваля «Шелковый путь».

Эргашев критикует выбор названий для мероприятий, ведь использование китчевых символов и повторение уже устоявшихся названий лишь подчеркивает мелкость мышления.

Он предлагает не изобретать новые названия, а восстановить уже существующий Ташкентский международный кинофестиваль, который известен и ценен на мировой сцене.

Подобный возврат позволит сохранить и развить уникальный бренд.

Важно преодолевать предвзятости прошлого и двигаться вперед, основываясь на лучших традициях.

По материалам: podrobno.uz