Выбор малого зала для спектакля не случайен — камерный формат наиболее подходит для глубокомысленной темы спектакля. Главные герои, Валерий и Галина, мужчины и женщины в зрелом возрасте, занимают центровое место в производстве. Их имена лишь условны, и это подчеркивает универсальность их опыта. Валерий, психиатр, и Галина, повариха, несут с собой жизненные переживания, которые обостряют взаимодействие между ними.
В спектакле, написанном Оксаной Куценко, особое внимание уделяется смеху, который становится катализатором их знакомства. Место действия — перрон станции, который, хотя и остается неизвестным, получает название «Наш край». Постановщик Денис Токарев создает образные сцены: сначала зрители видят, как Галина общается по телефону, легко смеется, притягивая внимание Валерия. Его попытки записать ее смех создают неловкость, что подчеркивает их первое взаимодействие.

Куклы, которые они используют, служат мощным метафорическим элементом, символизируя маски, которые мы надеваем, чтобы скрыть свою истинную сущность. Эти поясные куклы, позволяющие артистам менять образы на ходу, добавляют спектаклю выразительности и глубины. Между героями разгорается диалог, задающий основное направление пьесы: проникновенное, иногда остроумное обмен репликами отражает сложные человеческие отношения.
Пьеса, о которой идет речь, затрагивает две противоположные перспективы, открывающие перед нами контрастирующие внутренние миры главных героев.
Мужчина, коллекционирующий смех, уже собрал 8733 его экземпляра и уверенно считает, что смех женщины станет важной частью его коллекции. Женщина же, напротив, собирает свои страхи: у нее есть опасения по поводу полетов на самолетах, возможности затопить соседей и даже страха перед рутинной медицинской помощью в новогоднюю ночь.
Дискуссия между ними ведется на глубоком уровне, отражая их страхи и надежды. Когда она задает вопрос о его страхах, он отвечает, что боится прожить жизнь впустую, не оставив после себя ничего значимого.
Это противоречие в их взглядах на жизнь может разъединить их, но теплота и понимание начинают преобладать, когда женщина вспоминает о его намерении записать ее смех. Это подчеркивает трудности в сближении, скрытые за комплексами и страхами.
Режиссер Денис Соколов акцентирует внимание на теме одиночества, показывая, как два одиноких человека неожиданно начинают нуждаться друг в друге. Когда они это осознают, маски, которые они носили, исчезают, открывая настоящие эмоции. Поскольку действие происходит в малом зале, зрители смогут увидеть каждую эмоцию на лицах актеров, что создает глубокую атмосферу, в которой смех и слезы переплетаются.
Маски больше не нужны, и в этот момент как никогда ощутима важность человеческой близости.
Герои спектакля борются с внутренними проблемами, и их дальнейшая судьба зависит от самих персонажей. В процессе они оказывают друг другу психологическую поддержку, что подчеркивает схожесть с реальной жизнью, где смешное и грустное сосуществуют бок о бок.
Ситуации на сцене иногда переходят в гротеск, а затем сменяются лирическими моментами, создавая динамичное эмоциональное разнообразие.
Помимо главных героев, в постановке появляются и второстепенные персонажи (Кристина Валиева и Ксения Харитонова), которых режиссер иронично называет «голубями перрона». Эти персонажи выполняют роль некой структурирующей силы, не позволяя основным героям уйти в сторону и провоцируя развитие сюжета. Это намекает зрителям на то, что в жизни всегда существуют обстоятельства, влияющие на события.
Несмотря на короткую продолжительность спектакля, поднимаемые в нем вопросы затрагивают глубины человеческой души, оставляя зрителям много пищи для размышлений.
Пьеса Оксаны Куценко под названием «Коллекция смеха» удостоилась места в лонг-листе конкурса «Время драмы. Осень. 2023» в категории «пьеса малого формата». Это свидетельствует о актуальности и серьёзности затрагиваемых тем.