Мой первый опыт посещения Мурманского областного театра кукол начался с моего трехлетнего возраста, когда я зашла в соседний 33-й городской детский сад. Вместе с другими детьми из Мурманска мы ожидали встречи с чудесами волшебного мира, который открывался перед нами в здании театра на улице Софьи Перовской, 21а. Это было начало нашей любви к этому месту, которая сохранилась в моем сердце и по прошествии полувека.
Несмотря на перемены, которые произошли за это время, включая переезд и реконструкцию, я все так же ощущаю тепло и уют, который окутывает меня при посещении театра. Мурманский областной театр кукол существует уже более 90 лет, и за четверть века его директором является Евгений Суханов.
Он руководил театром в трудные 90-е годы, когда культуре было нелегко, а также в послевоенное время, когда зарубежные гастроли были ограничены. Суханову пришлось столкнуться с вызовами, такими как реконструкция здания и переезд театра на проспект Ленина, 27. Тем не менее, атмосфера детского восторга и радушия, которую он сохраняет в театре, остается неизменной.
В честь его 25-летнего юбилея на посту директора я решила провести интервью с Евгением Сухановым. Однако празднование 90-летия театра кукол стало центральным событием, отвлекающим наше внимание. В итоге мы не стали устраивать специальное интервью, но случайно оно произошло накануне награждения Суханова званием «Почетный работник культуры Мурманской области».
Журнал «Вечерка» искренне поздравляет главного героя события с этим замечательным случаем. И предлагает жителям Мурманска вместе с Евгением Владиславовичем просмотреть несколько выдающихся страниц из истории театра кукол и его руководителя.
«Евгений Владиславович, вы присоединились к Мурманскому театру кукол в 1998 году, и сразу же театр, который за многие годы ни разу не выезжал в гастроли, отправился выступать по всей области. И в то время людям не платили зарплату, у северян часто не хватало денег на еду, не то чтобы на билеты в театр, а у вас вышла огромная прибыль, это правда?»
«Да, так оно и было. Когда я стал директором, я пригласил главного администратора. Меня удивило, что театр так долго, целых семь лет, не устраивал гастроли даже в области. Дети ждут театр кукол, а в 90-е у них не было многих радостей. Меня убеждали, что это не выгодно, что мы ничего не заработаем, только потратим. Нужно бензин для автобуса, оплата проживания актеров в гостиницах, деньги на питание, оплата гостиницы для администраторов, которые едут заранее и заключают договоры, оплата услуг типографии за печать афиш, комиссионные для кассиров, распространяющих билеты на спектакли, проценты для Домов культуры, где проходят представления. В общем, расходов было много. Но мы все продумали. Мы выбрали Печенгский район — Печенгу, Заполярный, соседние поселки, чтобы было недалеко. Мы успешно поставили спектакли и поняли, что люди скучают по театру. Залы были полны, и у нас была стопроцентная прибыль.
Таким образом, мы успешно покрыли все свои изначальные расходы и даже заработали столько же сверху. Мы запустили гастрольную деятельность и начали постепенное развитие нашего театра.
Как вспоминаю, в 90-е годы, которые были сложными для культурной сферы, актеры выступали в спектаклях, используя баночки от йогуртов, флаконы от духов и жестянки от лимонада, которые им приносили жители Мурманска. Особенно запомнился мне спектакль «Золушка» (0+), исполненный из парфюмерных флаконов – такого таланта я еще не видела!
Но до сих пор ли выступают эти кукольные «ветераны» сцены? – Конечно, они уже не существуют. Однако они много лет покоряли публику. Не потому, что у них не было кукол, а из-за того, что не хватало средств на создание новых кукол.
В те годы было очень сложно с финансированием. Театры выходили из этой ситуации, создавая кукол из имеющихся средств. У нас тогда был популярный спектакль «Сказки в ладошке» (0+), где на ладошке было изображено пять героев. Пять актеров участвовало, каждый из них рассказывал свою сказку.
Также был спектакль «Золушка» со специальными куклами из флаконов от духов, и представление с рыцарями, сделанными из жестяных банок от лимонада. Следует отметить, что идея использования подручных материалов была не столько вызвана дефицитом средств, сколько модной тенденцией того времени создавать куклы из доступных бытовых предметов.
Я считаю, что это было очень интересным направлением, и многие российские театры для детей применяли подобный подход. Такие постановки становились ярким примером того, что детский спектакль не обязательно должен быть сделан с использованием дорогих кукол, его можно создать с помощью простых и доступных материалов.
Когда предметы, не имеющие никакого отношения к театру кукол, внезапно оживали на глазах у молодых зрителей, это свидетельствовало о высоком мастерстве актеров. В театре кукол у нас были номера и для взрослых. Один из таких номеров – выступление с бутылками грузинского вина. Бутылки, одетые в грузинские шапки, танцевали и пели, создавая уникальный концерт. Это было своеобразное испытание актерского мастерства, способность оживить любой предмет, и в этом заключается искусство кукольного театра.
Благодаря этому даже взрослые зрители временами ощущали себя детьми. Таким образом, наш театр ценен именно за это. Он отличается от театра драмы.
Я всегда говорю, что актер из театра кукол сможет выступить в драматическом театре. В то время как актер драматического театра без специальной подготовки не сможет сыграть с куклой, это требует длительного обучения.
Евгений Владиславович, как вам удалось перейти от инженера-металлурга, начинавшего свою карьеру рабочим, к директору театра кукол? В 90-е годы судьбы миллионов людей в стране были перевернуты. Некоторые нашли в себе новое призвание. Я считаю, что у меня это получилось, я счастливчик.
Однако многие мои друзья, работавшие со мной на руднике и отлично справлявшиеся с работой по вскрытию породы, оказались в тупике. Их жизнь была связана с рудником, они были проходчиками, и когда рудник закрылся, им не было куда идти. У них не было других навыков. Я же окончил техникум по специальности «Техник-металлург» в Мончегорске, что, возможно, стало отправной точкой к моему пути в театр кукол.
Мой опыт начался с практики на комбинате «Североникель», где я познакомился с особенностями промышленного производства. После окончания техникума мною было принято решение продолжить работу в сфере науки и я поступил на работу в Кольский научный центр Российской академии наук. Это был интересный период, в течение которого я углублял свои знания в области научных исследований.
Однако, в определенный момент я решил изменить свою жизнь и ушел на срочную службу. Служба на подводной лодке в Севастополе стала для меня не только испытанием физической выносливости, но и возможностью научиться работать в коллективе и принимать ответственные решения. Моменты, проведенные в море, остались в моей памяти навсегда.
По возвращении из армии я вернулся к научной работе и продолжил заниматься исследованиями в институте химии и технологии редких элементов. В те годы я также решил получить второе высшее образование и поступил на заочное отделение Ленинградского политехнического института по специальности «Металлургия черных и цветных металлов». Именно в институте я встретил свою будущую жену, Нину, которая также обучалась на том же факультете. Наша совместная учеба укрепила наши отношения, и мы поженились еще на третьем курсе.
В 1994 году мы закончили институт вместе и я переехал к супруге в Ревду. По окончании института мне предложили работу на Ловозерском горно-обогатительном комбинате, где я начал свою карьеру с должности слесаря-ремонтника технологического оборудования. Несмотря на свои два образования, мне пришлось начинать все с нуля, но это был ценный опыт для меня.
Постепенно я продвигался по службе и был назначен механиком обогатительной фабрики, а затем работал в цехе щелочных металлов. Однако начался экономический кризис девяностых годов, и производство на комбинате замедлилось. Зарплаты стали задерживаться, и я принял решение перейти на работу в шахту, где условия были сложнее, но зарплата была более стабильной.
Тем не менее, и там начались проблемы с выплатами. В это непростое время моей супруге предложили возглавить Ловозерскую централизованную библиотечную систему, что стало новым этапом в нашей семейной жизни. Несмотря на трудности и испытания, мы продолжаем двигаться вперед вместе, поддерживая друг друга и стремясь к новым достижениям и победам.
Одновременно с созданием комитета по экологии Ловозерского района, в него была привлечена Нина Моисеевна как один из лучших специалистов в этой сфере. В это же время жена ушла работать в комитет по химии. Вместо нее меня попросили возглавить библиотечную систему.
Позже я управлял отделом культуры Ловозерского района, а затем стал руководителем отдела культуры города Полярные Зори. Я с большим теплом вспоминаю это время, всегда рад посещать эти города и встречаться с бывшими коллегами. Меня называют человеком, стоящим на передовых позициях.
В 90-е годы, когда закрыли рудник из-за невыплаты зарплат, многие перешли в сферу культуры, хотя и там платили с трудом. В 2014 году, когда я выступил публично за воссоединение Крыма с Россией и против нацизма, Мурманский областной театр кукол внезапно оказался в черных списках для зарубежных гастролей.
Помимо успешных выступлений в Северной Европе на финском и норвежском языках, наш театр был востребован даже за пределами страны. Это правда? - Да, в то время шла настоящая «закулисная война» против России, особенно после начала политики объединения русского мира. Западу было неприятно это видеть. Поэтому тех, кто открыто поддерживал наше стремление к воссоединению, попытались притеснить. Мы регулярно ездили на гастроли за границу три-четыре раза в год, и внезапно наш театр был исключен из гастрольных списков. Официальной причины не было, но мне говорили об этом открыто.
Когда театр оказался в черном списке для гастролей за рубежом, я задумался о том, что было ошибкой столько внимания уделять зарубежным выступлениям.
Необходимо проникнуть в душу нашей страны и узнать, что в каждом ее регионе существует театр кукол, а иногда и несколько! Здесь присутствует уникальная самобытная культура, множество конкурсов и фестивалей, окутанных глубоким смыслом и таинственностью.
Театры начали активно взаимодействовать, обмениваться гастрольными турами, участвовать в фестивалях. Один из ярких примеров такого взаимодействия - трансформация Фестиваля стран Баренцева региона в Фестиваль «Полярная сова», который в прошлом году завоевал признание участников.
Это важно, что российские театры открыли для себя новые горизонты, начали путешествия по различным уголкам нашей страны, узнавать и понимать друг друга. Это открытие уникальных возможностей для творческого обмена опытом, что является важным этапом профессионального развития и успешного функционирования современного театра.
Евгений Владиславович, предпочитающий творческий подход к организации работы театра, отмечает, что перед переездом коллектива в новое здание лично совершил поездки по мебельным фабрикам в поисках удобных кресел для зрительного зала и волшебных диванчиков для фойе. Главной задачей было не только успешно переехать и сохранисть атмосферу театра со Старой улицы Перовской, но и создать новое пространство, в котором каждый сможет почувствовать уют и комфорт.
Руководство театра призывало сотрудников искусства к совместным усилиям, чтобы перенести душу театра в новое здание и создать идеальные условия для посетителей. И судя по отзывам зрителей, Эвгению Владиславовичу удалось достичь поставленной цели.
Теперь театр не только обладает современным обликом, но и сохранил свою неповторимую атмосферу и уникальную душевность. Сегодня здесь собираются как старые поклонники творчества театра, так и новые зрители, чувствующие увлекательную атмосферу творчества и гармонии.
Все это стало возможным благодаря преданности и профессионализму театра, поддержке зрителей и коллективным усилиям всех сотрудников, стремящихся к общему успеху. Такой опыт показывает, что современный театр должен глубоко взаимодействовать с аудиторией, сохраняя свои традиции и одновременно открывая новые страницы в искусстве.
Много откликов и благодарностей поступает в книгу отзывов театра. Эти благодарности не только за выступления на сцене, но и за сам театр в целом. Я также чувствую тепло от этого, потому что вместе с моими коллегами мы вложили здесь много собственного труда и души. Театр представляет собой не только сцену, это также люди, работающие в нем. Каждый из нас искренне старается на своем месте для достижения общей цели.
Одним из главных привлечений в фойе являются музейные витрины с театральными куклами, от которых невозможно оторвать взгляд! Как возникла идея создания музея в фойе? Впрочем, не так уж и нова эта идея. Ранее музей находился в малом зале, но пришлось его там закрыть из-за безопасности, так как стеклянные витрины были опасны для детей на праздничных мероприятиях. Потом возник вопрос о том, куда разместить его в новом здании. Для меня не было ни вопросом, что музей должен быть создан, даже пиша письма руководству области, всегда упоминал о планах открыть музей мурманского театра кукол в новом здании. Решение было разместить музей в фойе театра. Мы учли особенности витрин – делали их не слишком глубокими, чтобы не сужать пространство, выбирая оптимальные размеры в полметра по глубине, с хорошим освещением и креплениями. При создании первой экспозиции нам помогали сотрудники мурманского краеведческого музея.
Сегодня мы постоянно обновляем экспозицию для каждого нового сезона, чтобы привлечь внимание зрителей. Наш театр богат на куклы и костюмы за свою 90-летнюю историю, и мы считаем, что их нужно показывать публике. Также мы устраиваем юбилейные выставки в разных городах области.
В городе Кировск, который ранее назывался Хибиногорск, начал свою историю наш театр. На местной выставке в мурманском краеведческом музее представлена наша экспозиция. В настоящее время наша выставка проходит в Полярном.
В интервью Евгений Владиславович, директор театра кукол, рассказывает о своем отношении к работе. Он признается, что время от времени ему хочется почувствовать себя ребенком. Евгений Владиславович испытывает огромную радость от того, что ему довелось связать свою жизнь с театром, ориентированным в первую очередь на детей. Он считает, что особая атмосфера в детском театре и общение с зрителями позволяют немного отключиться от роли руководителя и почувствовать себя ребенком. Однако Евгений Владиславович понимает, что его должность требует быть в первую очередь лидером и иногда приходится проявлять жесткость. Особенно твердость была необходима в периоды, когда театру было тяжело. Без этого было бы сложно выжить. В настоящее время обстановка иная, и коллектив полностью обеспечен всем необходимым для нормальной деятельности. Однако для достижения текущего уровня Эвгению Владиславовичу и его команде пришлось пройти сложный, но захватывающий путь.