История фестиваля OPEN LOOK и хореография Корпускул

Авг 17, 2024 / 01:11

Хореографическая работа «Корпускул», исполняемая коллективом «Каннон Данс», была представлена в рамках фестиваля OPEN LOOK. Основатель и директор этого культурного события, Вадим Каспаров, рассказывает о том, как в 1999 году родился фестиваль. Это произошло почти случайно благодаря гастролям американской танцевальной труппы «Билл Янг и Танцоры». Они были приглашены с целью провести мастер-классы и тем самым познакомить петербургских хореографов с современными подходами и техниками, которые на тот момент были малоизвестны в России. Этот опыт оказался принципиально важным: он стал отправной точкой для формирования понимания, как должен выглядеть фестиваль.

История фестиваля OPEN LOOK и хореография Корпускул

Вадим Каспаров подчеркивает, что до конца 1980-х годов в России современный танец практически отсутствовал, что ставило перед хореографами и танцовщиками новую задачу: учиться с нуля. Именно в это время они начали осмысливать, как должен быть организован фестиваль. Это не должно было быть лишь очередным набором гастролей — важным элементом выступал образовательный компонент. Хореографы и танцоры интересовались основами успеха своих западных коллег, исследовали их способы достижения результата, анализировали, почему, к примеру, иностранные машины справляются с задачами лучше отечественных. В этом контексте возникла необходимость понять внутреннюю механику работы современных танцевальных команд и определить, что именно делает их продукцию уникальной.

Однако Вадим Каспаров отмечает, что российские танцовщики по-прежнему отстают от западных коллег. Это связано с наследием советского периода, когда акцент был сосредоточен преимущественно на классическом балете. В советское время балет стал массовым искусством, и, как результат, театры оперы и балета появились практически в каждой республике. Русский балет завоевал признание и стал всемирно известным брендом. Сегодня необходимость развивать и продвигать разнообразные формы пластического искусства становится все более очевидной, но в России остается всего 11 профессиональных государственных компаний современного танца — именно тех структур, которые способны обеспечить своим артистам зарплату. Для сравнения, в Лондоне таких компаний более 50, а в Нью-Йорке — около ста.

Интересно отметить, что танцевальная труппа «Каннон Данс», основанная Вадимом и его супругой Натальей за год до начала фестиваля, прошла путь к статусу государственной компании лишь в 2022 году. Этот пример демонстрирует, как трудно развиваются современные танцевальные направления в стране, где после долгих лет доминирования классического балета современному танцу еще предстоит завоевать свое прочное место в культурной сфере.

В настоящее время школа-студия переживает процесс трансформации и постепенно становится Центром развития проектов современной хореографии «Каннон Данс», который является частью структуры государственной продюсерской компании «Петербург-концерт». Важной платформой для обсуждения тем, связанных с развитием современного танца, стал форум под названием «Открытый взгляд». Этот форум в нынешнем году получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив. Однако, для широкой аудитории особый интерес представляют новые работы хореографов, приковывающие внимание зрителей к премьерам и уникальным постановкам.

В рамках первого фестиваля OPEN LOOK на сцене выступал известный хореограф Саша Кукин. В этом году его «Театр танца Саши Кукина» представит премьеру 2024 года под именем «Территория», с подзаголовком «Минимализм. Пространство. Игра с гравитацией». При этом программа российских исполнителей обещает быть богатой и разнообразной, поскольку новые работы привозят в Петербург такие коллективы, как Челябинский театр Ольги Пона, Камерный балет «Пантера» под руководством Наиля Ибрагимова из Казани, танцевальная команда «Окоем» из Екатеринбурга, а также творцы из Москвы, такие как Александр Шуйский и танцтеатр «всем телом», и специалисты из Тюмени - танцевальный коллектив Materra.

По мнению Вадима Каспарова, важным аспектом фестиваля является поддержание творческой кооперации с коллегами, так как это открывает новые горизонты, даёт возможность для появления свежих идей и новых совместных проектов. В нынешнем году особое внимание уделяется современным направлениям хореографии Балканских стран, Белоруссии и Кореи. Учитывая, что фестиваль и театр Вадима Каспарова развивались параллельно, танцевальные постановки «Каннон Данс» тоже представляют собой часть этой эволюции.

В рамках фестивальной программы петербургская публика сможет ознакомиться с работами «Каннон Данс», в частности, с хореографией корейской мастерицы Ким Су Чжонг «THE PARADOX», а также с постановкой «Корпускул», созданной под чутким руководством Таи Савиной, в которой использованы элементы авангардного японского танца буто, демонстрирующие работу с телом, пространством и звук. При этом «Каннон Данс» также примет участие в вечере балканского танца с выступлением «ВКЛ/ВЫКЛ - ON/OFF», которую представит хореограф Ивана Балабанова из Северной Македонии.

В этом году фестиваль OPEN LOOK внедряет новую платформу - ОТКРЫТАЯ СЦЕНА / OPEN STAGE, которая предназначена для поддержки молодых хореографов, не вошедших в основную программу. Вадим Каспаров заявляет: «Звезд надо выращивать, иначе рано или поздно они закончатся. Лично мне интереснее поддерживать начинающих творцов, нежели лишь тех, кто уже достиг определённых высот». Такой подход Каспарова к поиску и поддержке новых талантов подчеркивает важность не только сохранения традиций хореографии, но и инновационного подхода, который позволяет современному танцу постоянно развиваться и адаптироваться к новым условиям. Этот процесс устойчивого роста и развития искусства в значительной мере зависит от открытости фестивалей и инициатив, организуемых порядочными и вдохновляющими людьми в мире танца.

По материалам: rg.ru