В 45 году до нашей эры философ Цицерон в своей знаменитой работе «Тускуланские беседы» предложил рассматривать «культуру» не как уход за землёй, а как развитие человеческого разума через образование и воспитание.
Позже, в 1684 году, немецкий юрист Самуэль фон Пуфендорф определил культуру как всё, что создано человеком, противопоставляя её природному состоянию.

В 1782 году филолог Иоганн Аделунг впервые использовал термин в современном значении в своей книге о истории человеческой культуры.
В русском языке понятие «культура» стало популярным только в XIX веке, благодаря публикациям. Так, в 1837 году в «Карманной книжке» были даны значения: «земледелие» и «образованность». В «Толковом словаре» Владимира Даля указан культурный процесс как обработка, уход, образование, умственное и нравственное развитие.
Значения термина разнообразны и зависят от контекста. На выставке картин можем услышать о «богатой художественной культуре», а в обычном разговоре, обсуждая повадки человека, скажут: «Он весьма культурен». Темой увлечения растений можно говорить, например, о «культуре шелкопряда», подчеркивая на способности ухаживать.
Таким образом, «культура» охватывает широкий спектр значений, которые находят место в различных сферах жизни.
В преддверии нового сезона посадки технических культур важно понимать понятие «культура» и его многогранность. Это понятие исследуется различными науками, такими как философия, культурология, социология и искусствознание, и охватывает множество аспектов человеческой жизни.
Среди основных видов культуры можно выделить жизненные ценности, которые включают заботу о слабых и пожилых, а также честность в отношениях с другими. К материальным ценностям относятся деньги и комфорт, в то время как духовные могут быть связаны с понятием счастья и свободы.
Также важны нормы поведения. Например, в театре необходимо соблюдать тишину, а в школе — уважительно обращаться к учителям. Символы культуры, такие как алфавит и государственные гербы, помогают понять ее суть. Например, на гербе Китая изображены пять звезд, где большая символизирует Коммунистическую партию, а меньшие — народ.
Культура также включает ритуалы, которые передаются из поколения в поколение. В православной традиции, например, принято креститься перед входом в церковь. Ценности же формируют представления о добре и зле, правде и лжи.
Эксперты выделяют семь функций культуры, среди которых гуманистическая функция направлена на развитие человечности, познавательная — на расширение кругозора, а оценочная — на формирование способности воспринимать красоту. Эти аспекты важно учитывать в образовательном процессе, особенно с учетом повышения уровня физической культуры в школе.
Культура играет ключевую роль в формировании общества, выполняя различные функции. Она регулятивная, информативная, коммуникативная и социализирующая, что означает, что культура создает систему требований к индивидам, позволяет обмениваться знаниями и опытом, способствует развитию личности через общение и приучает взаимодействовать с другими людьми.
Понятие культуры многогранно и включает в себя множество форм. Среди основных форм культуры можно выделить элитарную, народную, массовую, материальную и духовную. Каждая из этих форм имеет свои особенности и проявления в современном обществе.
Например, элитарная культура представляет собой произведения искусства, созданные для узкого круга ценителей. Творчество таких авторов, как Марк Шагал, иллюстрирует сложность элитарной культуры и то, насколько важно восприятие искусства для уровня развития общества.
Народная культура, в свою очередь, представлена сказками и традициями, доступными для широкой аудитории. Примеры включают детские сказки, такие как «Колобок» и «Репка», или народные танцы, которые передаются из поколения в поколение. Это демонстрирует, как культура может объединять людей и передаваться через общение и совместные традиции.
Массовая культура, характеризующаяся доступностью и коммерческим успехом, включает современные формы развлечения, такие как концерты популярных исполнителей и мультфильмы. Например, подростки могут посещать концерты таких артистов, как Егор Крид, а маленькие дети увлеченно смотреть мультфильмы, такие как «Смешарики». Массовая культура охватывает широкий спектр интересов и стремится удовлетворить запросы общества.
Материальная культура связана с предметами, созданными человеком, такими как дизайнерская одежда или предметы интерьера, тогда как духовная культура охватывает идеи, религиозные убеждения и философские воззрения. Например, девушка, желающая глубже понять христианство, может начать читать Библию, а в университетах студенты изучают философские идеи и общественные движения.
К контркультуре можно отнести различные движущиеся социальные группы, такие как панки, хиппи или рокеры, которые создают собственные нормы и часто противостоят интересам и традициям массовой культуры. Эти представители создают уникальные произведения, которые могут не соответствовать общепринятым стандартам.
В итоге, культура является многогранным понятием, охватывающим различные аспекты жизни человечества и изучаемым множеством дисциплин. Основное значение культуры заключается в том, что она способствует развитию современного общества, делая человека уникальным среди других живых существ.