Исследование древнеегипетских папирусов

Мар 2, 2024 / 16:28

Экспедиция к древним предкам. Исследование древнеегипетских папирусов представляет собой увлекательное путешествие в историю и культуру цивилизации, оставившей нам богатое наследие.

Исследование древнеегипетских папирусов

Папирус – это не просто бумага, а ценный источник информации, отражающий различные аспекты жизни и мышления древних египтян.

Среди огромного количества найденных папирусов есть особенно известные и почитаемые, такие как «папирус Эберса», «Туринский папирус», «Московский папирус» и многие другие.

Каждый из них несет в себе уникальную информацию, ассоциирующуюся как с именем первооткрывателя, так и местом хранения.

Например, папирус Эберса один из древнейших документов, посвященный медицине. В нем содержатся описания различных заболеваний, методы диагностики, лечебные рецепты, а также упоминания о паразитологии, стоматологии, гинекологии и даже контрацепции.

Египтяне демонстрируют высокий уровень знаний и навыков в области медицины, не забывая при этом и о магических практиках, которые, по их верованиям, помогали победить болезнь.

В папирусах также присутствуют астрономические данные, которые играли важную роль в датировке исторических событий в Древнем Египте.

Например, папирус Эдвина Смита, приобретенный в 1862 году в Египте и перекупленный египтологом Георгом Эберсом в 1872 году для музея в Лейпциге, имел длину более 20 метров.

К сожалению, во время Второй мировой войны он был серьезно поврежден в результате бомбардировки Лейпцига со стороны англо-американской авиации, и многие его части были утрачены.

Все эти документы позволяют современным исследователям погрузиться в древний мир египетской цивилизации, понять их мировоззрение и достижения в различных областях знаний, расширять горизонты понимания и уважения к историческому наследию страны фараонов.

На сегодняшний день одним из ценнейших артефактов, хранимых в библиотеке Лейпцигского университета, является древний папирус, который представляет собой знаменитое «Поучение Хети». Этот текст, который был подвергнут множеству переписок египетскими школьниками, датируется 19-й династией (1350–1200 до н. э.). На сегодняшний день до нас дошло около 250 экземпляров этого папируса. «Поучение» также сохранилось на нескольких других исторических документах, таких как иератический папирус «Саллье I» и папирус «Анастаси VII» из Британского музея.

Однако помимо серьезных исторических документов, о сегодняшний день мы хотели бы поговорить о необычном артефакте, который тоже относится к древнеегипетской культуре - это «Туринский сатирико-эротический папирус» или «папирус № 55001», который сегодня находится в Египетском музее Турина.

Первым исследователем, обнаружившим этот папирус, стал знаменитый египтолог Жан Франсуа Шамполион, научившийся читать иероглифы в 30-е годы XIX века. Его внимание привлекли анималистические изображения на папирусе, но что поразило его еще больше - это степень непристойности других изображений, которые он описал как «чудовищную». Из-за высоких стандартов морали европейские египтологи долгое время не хотели заниматься изучением этого папируса, и только в 1973 году появились первые копии его в печатном виде.

Туринский сатирико-эротический папирус представляет собой уникальный документ, в котором сочетаются элементы сатиры и эротики. Этот артефакт позволяет нам взглянуть на древнеегипетскую культуру с необычной стороны и понять, что даже такие аспекты бытовой жизни того времени могли быть обращены в искусство и создавать содержательные и интересные произведения.

Папирус содержит множество изображений, которые отражают различные сцены из повседневной жизни древних египтян, включая сексуальные элементы и сцены. Такие изображения могли использоваться как форма развлечения, нравоучения или просто как выражение художественного творчества того времени.

Несмотря на скандалозный характер некоторых изображений на папирусе, он все равно является важным источником информации о культуре и обычаях Древнего Египта. Анализируя содержание этого артефакта, мы можем лучше понять некоторые аспекты жизни и мировоззрения древних египтян, и расширить свое представление о том, какими были их повседневные заботы и развлечения.

Таким образом, Туринский сатирико-эротический папирус представляет собой уникальный документ, который помогает нам более глубоко понять древнеегипетскую культуру и ее разнообразие. Этот артефакт напоминает нам, что искусство и культура всегда отражают многообразие человеческого опыта и могут быть представлены в самых неожиданных формах.

В Советском Союзе с папирусом, о котором идет речь, были знакомы давно. Интересно, что из него уже с 1955 года начали появляться изображения в печати, однако они связаны были только с первой частью этого артефакта. Например, на одном из остроконечных кусков папируса изображен рисунок кота, пасущего гусей, явно несущий сатирический характер. Этот остроконечный остракон относится к эпохе 19-й династии и датируется около 1120 года до нашей эры. Он сегодня находится в Египетском музее в Каире.

Кстати, интересно узнать, сколько за свою работу получали египетские художники того времени? Они не только иллюстрировали папирусные тексты, но и раскрашивали статуэтки, статуи, стены погребальных камер, саркофаги и даже корабли, которые, судя по моделям из гробниц, тоже могли быть ярко расписаны. Имеются документы о работе и оплате художника Маанахтефа, который жил в XII веке до нашей эры. Согласно его договору с заказчиком на раскраску саркофага, он получил тюк ткани, меру фруктов, плетеное ложе и медное блюдо в качестве оплаты. В другом документе, составленном немного позднее, упоминается, что другой художник за свою работу был оплачен козой, тюком ткани, парой сандалий, двумя сосудами с жиром, деревянным ложем, циновкой, сосудом с краской и некоторыми продуктами питания. Обмен в те времена был в основном натуральным.

Рисунки на погребальных папирусах, например, певицы Амона Нани из 19-й династии (около 1050 года до н.э.), хранящихся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, также являются важным источником информации о художественной культуре того времени. Но что касается папируса из Туринского музея - его цель и заказ об оформлении этого артефакта художнику остаются загадкой. Может быть, он создан по собственной инициативе каким-то талантливым шутником-художником, ведь его рисунки по-настоящему удивительны и необычны.

Кстати, сам папирус имеет размеры 2,6 м на 25 см, что не соответствует стандартам обычных свитков административного или религиозного содержания. Рисунки выполнены чёрной краской.

Папирус состоит из двух разделов. Первый раздел содержит 12 эротических изображений, второй раздел представляет сатирические сюжеты, где вместо людей изображены животные. В разделе с эротикой присутствует реализм, не характерный для египетского искусства. Мужчины изображены с отвисшими либо выступающими вперед «пивными» животами и гениталиями явно увеличенного размера, не соответствующими египетским стандартам мужской красоты. Женщины изображены с листьями вьюнка и цветами лотоса в виде символов богини Хатхор, богини любви, опьянения, материнства и плодородия. Также символизируются веселье и танцы.

С другой стороны, сатирические изображения требуют пояснений и до сих пор остаются загадкой. На папирусе изображены битва между кошками и гусями, шакал-пастух с козой, кот дарит крысе гуся, лев и газель играют в настольную игру.

Художник, не указавший своего имени, подразумевал нечто большее, представляя высокопоставленных людей, возможно даже фараона, через образы животных. Он использовал прием баснописцев, высмеивая человеческие слабости и пороки через изображения различных зверей.

На одной из иллюстраций художник изобразил ослика, одетого в роскошные одеяния аристократа. Его величественная походка и манеры наводят на мысль о высоком положении в обществе. Именно поэтому перед ним на задних лапках стоит кошка, демонстрируя подчинение. За ослом тащит бык. Эта сцена может быть интерпретирована как аллюзия на царское правосудие, где ослик выступает в роли судьи. Подобным образом в картине передана идея о насмешке над иерархическими структурами общества.

Далее мы видим аналог крыловской басни про квартет. Здесь в качестве музыкантов выступают осел, лев, крокодил и обезьяна – знакомые животные для египтян. Все они держат инструменты, символизирующие музыкальные традиции и культуру Египта. Их образы напоминают изображения на фресках египетских дворцов и гробниц – арфа, лютня, лира и двойная флейта. На этой живописи также изображена битва, которая напоминает сцены военных действий на стенах храмов и гробниц. Здесь вместо солдат воюют кошки и мыши.

Центральным элементом композиции является мышиный царь на колеснице, окруженный сопровождающими. Его поза напоминает фараона, символизируя власть и могущество. Автор изображения явно обращается к эгипетским обывателям, предполагая, что они могут уловить глубинный смысл папируса. Такой откровенный комментарий к власти фараона мог привлечь серьезные последствия. Но дерзость неизвестного художника вызывает уважение. Его рисунки, не содержащие слов, передают ясное послание и вызывают однозначные ассоциации с действительностью.

В целом, эти живописные сюжеты подчеркивают сатирический взгляд на социальные и политические реалии того времени, представляя аллегории и критику через символы и образы животного мира.

Некоторые могут рассматривать эти рисунки как иллюстрации к басням, но есть и другие точки зрения на этот вопрос. В любом случае, эти изображения имеют удивительный характер и свидетельствуют о том, что их создал опытный и образованный художник, обладавший своим уникальным стилем. Вероятно, он жил в период между поздним Новым царством и Третьим переходным периодом. Кроме того, изображения женщин и льва на «Туринском папирусе» напоминают похожие рисунки на «Папирусе дамы Херубена». Таким образом, такой стиль изображений был типичен для произведений на папирусе того времени. Возможно, художник создал все это просто для развлечения, не задумываясь о глубоких смыслах. Может быть, это был своеобразный «папирус для развлечения».

Многие группировки и организации широко известны своими запретами в России – «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), ИГИЛ, «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра»), «Талибан», «Аль-Каида», фонд борьбы с коррупцией, штабы Навального, Facebook, Instagram, Meta, «Misanthropic Division», «Азов», «Братья-мусульмане», «Аум Синрике», АУЕ, УНА-УНСО, Меджлис крымскотатарского народа, легион «Свобода России».

Кроме того, в российском списке «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента» перечислены также некоторые СМИ: «Медуза», «Голос Америки», «Реалии», «Настоящее время», «Радио свободы». Среди персоналий, связанных с выполняющими функции иностранного агента организациями, можно упомянуть Пономарева, Савицкую, Маркелова, Камалягина, Апахончича, Макаревича, Дудя, Гордона, Жданова, Медведева, Федорова. СМИ, признанные иностранными агентами, включают «Сову», «Альянс врачей», «РКК» «Центр Левады», «Мемориал», «Голос», «Человек и Закон», «Дождь», «Медиазона», «Deutsche Welle», СМК «Кавказский узел», «Insider», «Новая газета».

По материалам: topwar.ru