В 1960 году Совет Министров СССР принял постановление номер 1475, касающееся организации кооперативов для строительства и эксплуатации коллективных гаражей.
Это событие ознаменовало начало эпохи гаражных кооперативов в стране, где частная собственность рассматривалась скептически, и поэтому была введена форма коллективного владения с акцентом на кооперативы.
Кооперативы не только подразумевали совместное владение, но и самостоятельное управление с избранием председателя и назначением других должностных лиц, таких как бухгалтер и главный инженер.
Члены кооператива также вносили ежемесячные взносы, что создавало своего рода «почти капитализм» на локальном уровне.
Гаражи не были первыми кооперативами в СССР; до этого существовали дачные и жилищные кооперативы, возникшие еще до Великой Отечественной войны.
Однако гаражно-строительные кооперативы (ГСК) появились только в шестидесятых годах.
Для создания кооператива требовалось собрать группу из минимум 50 владельцев автомобилей, что подразумевало наличие паспорта транспортного средства.
Это ограничение подчеркивало серьезность процесса создания ГСК, и, проводя собрания, владельцы стремились получить разрешение на строительство гаражей.
Образование гаражных кооперативов в Советском Союзе можно рассматривать как своеобразную форму юридического лица, предоставляющего возможность гражданам пользоваться земельными участками и расчетными счетами.
В те времена наличие гаража стало признаком высокоразвитого потребления; он ценился как предмет роскоши. Льготы на бесплатное получение гаража имели только ветераны и определенные категории граждан, в то время как остальные вынуждены были приобретать эту услугу.
Интересно, что размеры гаража определялись не величиной дохода владельца, а моделью автомобиля — более престижные автомобили предоставляли право на более просторные участки. Например, владельцы «Волги» получали большие площади по сравнению с обладателями «Москвича».
Цены на гаражи также варьировались: железное строение стоило 3000–4000 рублей, в то время как кирпичный гараж обходился около 10000 рублей, что сопоставимо с ценой автомобиля. Учитывая, что «Москвич-401» тогда стоил 9000 рублей, становится очевидно, что покупка гаража была значительной финансовой нагрузкой.
Обслуживание автомобилей того времени требовало огромных усилий, так как просто ездить не представлялось возможным без регулярного ухода и технического обслуживания. Это создало идеальные условия для формирования гаражных кооперативов, которые стали центрами общения и объединения интересов.
С каждым годом число автомобилей и, соответственно, гаражных кооперативов возрастало, даже несмотря на сносы, которые происходили позднее. Гаражи стали своего рода местом сосредоточения ценностей и общения среди весьма разных людей. Это явление особенно заметно в крупных городах, таких как Москва.