24 июня 2025 года на ПМЭФ прошел Форум креативных индустрий, в рамках которого профессионалы обсуждали развитие культуры и ее роль в современном обществе.
Издатель «Сноба» Марина Геворкян пообщалась с Еленой Марининой, директором социальной платформы Фонда Инносоциум, о том, как креативные индустрии способствуют прогрессу. В этом году тема форума заключалась в обсуждении общих ценностей как основы роста в многополярном мире.

Маринина подчеркнула, что культура является движущей силой прогресса, способствующей созданию универсальных связей между народами. Она отметила, что креативные индустрии — это практическое воплощение культурной энергии, которая проникает во все аспекты экономики, придавая им уникальность и смысл.
Важно осознавать, что культура не менее значима, чем торговля, так как она формирует взаимопонимание и уважение среди разных народов. Культурные различия играют ключевую роль в налаживании коммуникации между представителями разных цивилизаций.
Например, если ребенок на Ближнем Востоке наслаждается Биг Маком, это вовсе не означает, что он разделяет культурные ценности, продвигаемые McDonald's. Его действия могут быть навеяны существующими культурными нормами, а не просто потребительским подходом. Таким образом, культурные аспекты остаются важными в формировании мировосприятия, позволяя людям находить общий язык, несмотря на различия.
Совершенно верно, глобальные бренды и сервисная экономика лишь частично определяют наше восприятие окружающего мира. В значительной мере его формирует информационный поток, особенно в онлайн-среде, вне зависимости от достоверности этой информации. Это — один из ключевых факторов современности.
Вспоминая «Войну и мир», где Толстой рассуждает о падении яблока, мы понимаем, что причин может быть множество — от биологических до духовных. Так и в нашей жизни сложно выделить единственное основание для принимаемых решений, они получают свое обоснование в уникальном сочетании культуры и личных мотиваций.
Мудрость Толстого заключается в том, что, не зная всех причин, трудно существенно изменить ход событий; однако мы можем осознанно подходить к историческому моменту и действовать соответствующим образом. Поэтому проекты, направленные на раскрытие культурных кодов, такие как «Душа России», становятся особенно актуальными, ведь они помогают нам лучше понять свою идентичность и роль в современном мире.
Признавая мир многополярным, мы осознаем, что каждый полюс отражает свои уникальные черты, в первую очередь культурные. Согласны ли вы с тем, что креативные индустрии выступают яркими носителями культурных ценностей? Многополярность — это богатство и разнообразие, источник радости открытий.
Проблемы возникают, когда различия начинают использовать для разжигания конфликтов — именно поэтому важно ясно понимать свою идентичность и иметь стойкую культурную базу, чтобы противостоять негативным тенденциям.
Недавно я заметила, что интерес к русским философам, учёным и культуре народов России стремительно растёт. Выросла в эпоху открытости после распада СССР, моя склонность тянуться к западным ценностям привела к тому, что классическое наследие, такое как произведения Толстого, отошло на второй план.
Однако сейчас, путешествуя на «Сапсане» из Петербурга в Москву и просматривая видеоматериалы Общества «Знание» о наших регионах и великих соотечественниках, я задаюсь вопросом: почему я не ценила это раньше? Когда-то поездка в экзотические страны казалась более притягательной, чем путешествия по Туве или Якутии.
Проект «Душа России» стал настоящим откровением, помогая увидеть красоту родной страны. Мы работаем в динамичном формате, раскрывая потенциал различных уголков России: так появились инициативы «Душа России. Север», «Юг», «Запад-Восток». Наша цель — представить культурное наследие с помощью современных технологий и свежих идей, чтобы говорить с новым поколением на их языке.
Углублённое понимание «души» неоднозначно, это что-то, связанное с чувствами и глубинной принадлежностью к родине. Слушая «Хованщину» Мусоргского или глядя на фотографии 60-х годов, испытываешь щемящее чувство связи с отечественной культурой, которое рождается из сочетания этих эмоций. Это и есть глубокое наполнение, характерное для истинных произведений искусства.
Проект «Россия на Первом» с его простыми сценками начала 90-х вызывает ностальгию и привязывает к родным местам. Это явление отражает истинную душу России, основанную на искреннем желании понять культуру через непосредственное взаимодействие с природой и людьми.
В рамках инициативы «Душа России. Север» мы повторно запустили фестиваль «Дух огня», где центральной темой стало архетипичное северное объединение у костра в морозный вечер. Мы стремились интегрировать суть Севера в кинофестиваль: появились новые номинации для этнического кино, а в брендировании использованы орнаменты из Югры с участием традиционного мастера.
Также был снят фильм «Таня. Лето. Зима» на удаленных территориях Югры, подчеркивающий многогранность русской души. Для ПМЭФ мы обратились к архитектору Владимиру Плоткину с просьбой создать стенд, отражающий символику России. В результате был создан резной деревянный объект, ставший контрастом в высокотехнологичной среде форума.
На выставке, организованной совместно с Фондом культурных инициатив, мы представили работы победителей президентских грантов и объекты, символизирующие русскую душу, такие как скульптура Даши Намдакова «Царская охота» и кольчуга древнерусского воина от Ирины Подкорытовой, выполненная из церковного материала, объединяющая традиционное ремесло и современное искусство.
Проект «Душа России» стал возможен благодаря поддержке ПСБ и особой роли Верой Подгузовой, старшего вице-президента банка.
Она внесла в нашу гуманитарную миссию ясное экономическое понимание, помогая балансировать между идеями и реальными действиями. В результате, проект не только поднимает темы культуры, но и действительно улучшает жизнь людей.
Россия достигла значительных успехов в создании комфортной и эстетической среды, что видно в современных городах, таких как Москва и Петербург. Однако, несмотря на это, мировой контекст иногда не полностью признает наш вклад в глобальную культуру. Это недоразумение стало стимулом для моей деятельности.
Я открыл для себя, что русская эмиграция оказала заметное влияние на европейскую культуру, моду, даже парфюмерию, а тонкая культура роскоши, привнесенная нашими аристократами, слилась с мировыми традициями.
Вклад России в музыку, литературу и философию также неоспорим. Россияне отличаются открытостью и доброжелательностью, что напоминает отношение коренных народов к гостям.
Таким образом, проект «Душа России» стремится к созданию синергии между культурным наследием и современными реалиями.
После периода изоляции мы вновь открыли свои двери западной культуре, и это время можно считать важным для восстановления нашей самооценки и гордости. Россия, обладая значительным научным и творческим потенциалом, может предложить миру идеи, важные для его будущего. Наше стремление — в посыле «Душа России. Россия миру. Россия будущему». Верю, что мы способны поделиться принципами устойчивого развития и гуманитарными ценностями, которые веками сохранялись нашими народами, живущими в гармонии с природой и своей культурной традицией.
Путешествуя по странам Азии, я осознала разнообразие мира, и проект «Душа России» показал, что величие и уникальность можно найти и на родной земле. Это открытие стало значимым для меня: мир велик, и каждый культурный контекст имеет свою ценность. Сравнение культур не имеет смысла, поскольку каждая из них уникальна.
Современное искусство и технологии могут играть важную роль в преодолении поляризации общества. Хотя технологии не меняют человеческую природу, они предоставляют мощные инструменты для преобразований. Искусство, в свою очередь, обладает трансформирующей силой, позволяющей воспринимать мир по-другому. Оно служит живым зеркалом, отражая суть мира, его волю, радости и страдания, а также то, как мы на это реагируем. Таким образом, искусство и технологии способны объединять и вызывать общее стремление к улучшению жизни.
Искусство и технологии объединяются, создавая новые платформы и языки для диалога, позволяя раскрыть общие корни и ценности в доступной форме.
Наша задача — собрать лучшие интеллектуальные и творческие силы страны, способные трансформировать реальность через интеллект и креативную экономику.
В рамках Росконгресса мы развиваем ключевые направления. Социальная платформа работает над улучшением качества жизни и устойчивым развитием, сотрудничая с НКО.
Форум креативных индустрий становится важной площадкой для диалога на стыке культуры и экономики, поиска возможностей для роста. Вопрос о том, на каком языке следует общаться с новым поколением, чтобы передать ценности и наследие, остается актуальным.
Наша цель — сделать устаревшие представления живыми и увлекательными.
Примеры успешных творческих коллабораций, такие как коллекция платков Hermes, вдохновленная Кабардино-Балкарией, и коллекция «Москва — Париж» Коко Шанель, показывают, как культурное наследие может вдохновлять современное искусство.
Мы выступаем как катализатор, помогая находить талантливых художников и дизайнеров для таких проектов.
Как системный интегратор с широкой сетью партнеров, мы инициируем различные проекты, включая форум «Сильные идеи для нового времени» и конкурс «Знай наших», поддерживая развитие новых брендов.
Планируется создание акселератора, объединяющего проекты «Души России», «Знай наших» и другие инициативы, с целью устойчивого экономического развития культурного наследия через современные продукты и сервисы.
Наша сеть партнеров расширяется, охватывая различные регионы. На ПМЭФ мы подписали соглашения с несколькими субъектами РФ для изучения и сохранения их уникального культурного достояния.
Недавняя поездка в Рязань позволила увидеть выдающиеся образцы местного искусства, такие как графика, керамика и вышивка, демонстрирующие невероятную самобытность региона.
У меня возникла гипотеза: чем ближе территория к крупным мегаполисам, тем больше происходит унификация культурных ресурсов и кадров. Это требует дальнейшего изучения.
Важно, что роль Москвы не только в притяжении ресурсов, но и в разработке механизмов, поддерживающих регионы в их стремлении сохранить и развивать культурные традиции. Это стратегическое направление нашей работы, и наши мероприятия на международных площадках, таких как ПМЭФ, уже способствуют этой цели.
На Форуме креативных индустрий принимают участие иностранные гости, что делает его важной платформой для международного сотрудничества.
В партнерстве с Агентством стратегических инициатив в Петербурге планируем конференцию по креативным индустриям с международной программой.
На саммите в Казани наша выставка «Этнографическая мозаика», созданная с участием студентов Российской академии художеств, демонстрировала разнообразие символов флоры и фауны стран БРИКС, что служит проявлением культурной дипломатии.
Мы активно участвуем в международных мероприятиях, таких как наше событие в Русском доме в Давосе, которое привлекло внимание кардиналов Ватикана. Значимым этапом также стала наша работа на Всемирной выставке Экспо в Дубае, где мы организовали пленарную сессию, посвященную культуре, и установили новые деловые контакты. Одним из приоритетов нашей работы являются проекты по восстановлению исторических парфюмерных брендов, что предполагает сотрудничество с иностранными экспертами.
Я верю в способность России обогатить мир принципами устойчивого и гармоничного сосуществования. Этот взгляд включает в себя не только уважение к человеческим ценностям, но и к природе. Существование множества религий в России служит примером мирного сосуществования. В разгар пандемии мы запустили межрелигиозную акцию «Мы вместе», где священнослужители разных конфессий поддерживали людей в изоляции — это яркий пример ценностей сострадания и взаимопомощи, которые лежат в основе нашего проекта «Душа России».
Мне болезненно осознавать, что Россия часто воспринимается в негативном свете. Однако я вижу нашу страну символом мудрости и гармонии, подобно Святой Софии. Российский человек, возможно, менее рационален по сравнению с западным, но обладает особой способностью к сочувствию и сопереживанию. Мы должны подчеркивать важность милосердия и искренней страсти к созиданию как основополагающие элементы нашего будущего и позитивного вклада в мировой контекст.