В кинотеатрах сейчас можно увидеть фильм одного из выдающихся европейских режиссеров - германо-турка Фатиха Акина под названием «Золото Рейна» (Rheingold).
Авторизованная биография Гивара Хаджаби, известного под псевдонимом гангста-рэпера Ксатар (что переводится с курдского как «опасный»), поразила своим жанровым многообразием, несмотря на отсутствие уважения к рэпу и отталкивающее отношение к уличным бандам.
Начиная с фильма «Быстро и без боли» (1998) Акин изображает иммигрантскую диаспору в Германии, где представители различных общин, таких как греки, турки, сербы, курды, смешиваются в единую, но в какой-то мере криминальную общность отверженных. Акин словно говорит: «Так уж вышло, такая жизнь, что поделаешь».
Но его «пожимание плечами» всегда оформлено великолепно с точки зрения эстетики. Акин искусно играет на всех эмоциональных тонах, переходя от трагизма к иронии, от отчаяния к комедийности.
Он также искренне презирает свою приемную родину Германию: это презрение к стране буржуа-колбасников нашло свое выражение в его самом злобном, жутком и комичном фильме «Золотая перчатка» (2019) о жалком серийном убийце Фрице Хонке, который разделывал еще более жалких гамбургских проституток.
«Золото Рейна» также со скепсисом относится к не столько к современной Германии, сколько к немецкой культуре в целом и к творчеству Рихарда Вагнера в частности.
В финале фильма на экране появляются сюрреалистические русалки, охраняющие не мистическое, как в опере Вагнера, золото, а буквально зубные коронки, переплавленные в слитки из золота, извлеченные умерших и украденные бандой Ксатара, а также утопленные им где-то в мифических водах.
Тема зубов может напомнить о гитлеровских лагерях смерти, но европейская критика проморгала этот провокационный выпад Акина.
Ксатар выделяется среди грубых исполнителей уличной поэзии тем, что его первый альбом был выпущен весной 2012 года, когда он отбывал восьмилетний срок за нападение на инкассаторскую машину. Ему следует отдать должное за изобретательность в записи треков из тюрьмы. Он и в самом деле изобретательный хитрец.
«Золото Рейна» напоминает забытую гениальность фильма Владимира Басова «Возвращение к жизни» (1971), основанного на перипетиях жизни эстонского парня Ахто Леви.
Хаотический путь XX века бросал его из мировой войны в берлинские цирюльни, где он исполнял песню о возвращении птиц домой. Из лесных банд - в мир преступности. Из колымских лагерей - в авторы бестселлера «Записки серого волка».
Точно так же история метает Гивара, не давая ему, как и Леви, выбора жизненного пути. Декорации меняются, но жестокость остается такой же, если не еще худшей, чем в 1940-х годах.
Гивар - сын известных иранских интеллектуалов, известного композитора и гобоистки. Но когда наступает исламская революция, концертный зал становится ареной шуток, когда в него ворвались аятоллы, стреляющие из автоматов.
Гивар родился в пещерном убежище в Курдистане под звуки бомбардировок, ведь его родители сражались за коммунизм. Его жизнь началась с тюремных стен, которые он видел от Ирака до Германии.
Беженские приюты во Франции и ночные клубы Амстердама, уличные драки, не на жизнь, а на смерть, и учеба в консерватории - все это лишь часть широкого спектра событий, описанных в фильме Фатиха Акина.
Режиссер и сценарист создал захватывающий и многогранный мир, в котором переплетаются судьбы разных персонажей. От благоговения перед исполнением оперы в Боннской опере до торговли порнушным видео для местных жителей, от пыток в сирийской тюрьме до неловких подкатов к красавице-гардеробщице Ширин - каждая сцена в фильме наполнена эмоциями и драматизмом.
Персонаж Гивар, вертящийся, как на сковородке, чтобы только выжить в бурном мире криминала и интриг, становится центром внимания зрителей. Его приключения и перипетии открывают новые грани кинематографической жанровой смеси.
Курдские интеллектуалы, несмотря на свой интеллектуальный уровень, также погружены в мир преступности и опасности, что добавляет драматизма и напряженности сюжету.
Афроамериканские отморозки, представленные как беспощадные и жестокие персонажи, вносят свою долю адреналина и неожиданных поворотов в сюжет. Такие антагонисты создают ощущение непредсказуемости и опасности на каждом шагу.
Идиотское ДТП с бутылками кокаина и патрули полиции, увязшие в криминальном рандеву, лишь подчеркивают насыщенность и неожиданность жизни в этой среде.
Фильм Фатиха Акина, напоминающий о криминальных романах великих мастеров, предлагает зрителю кинематографическое путешествие в мир азарта, опасности и выживания. Для одного пацана из ста тысяч удается найти свой путь и сохранить надежду на лучшее.
Этот фильм погружает зрителя в атмосферу преступного подполья, напоминая о том, что даже в самых темных уголках мира можно найти моменты искренности, мужества и веры в себя. Фатих Акин создал произведение, которое заставляет задуматься о ценности жизни и выборе пути в условиях экстремальной неопределенности.