Фильм Пророк история о жизни Александра Пушкина

Фев 16, 2025 / 02:58

В прокат выходит фильм Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина», который представляет интересное прочтение биографии поэта. Главную роль исполняет оскаровский номинант Юра Борисов.

Авторы фильма стремятся адаптировать классические темы, добавляя элементы современности: танцы, песни и рэп. Несмотря на это, некоторые критики утверждают, что с современными методами экранизации самого поэта удалось как бы стереть.

Фильм Пророк история о жизни Александра Пушкина

Интересно, что вдохновение создателей черпали не в стихотворении А.С. Пушкина, а в мюзикле «Гамильтон» Лина-Мануэля Миранды, который стал настоящим культурным феноменом.

Именно этот мюзикл, где американские отцы-основатели изображены небелыми актерами с хип-хоп ритмами, вдохновил генерального продюсера Петра Анурова на создание «Пророка». Он сделал вывод, что такой современный язык поможет рассказать о жизни Пушкина, достучавшись до молодежи и школьников.

Пушкин воспринимается как символ русской культуры, напоминающий первых рок-звезд, таких как Элвис Пресли или Джим Моррисон. Тем не менее, добавление элементов, которые господин Ануров называет «генами».

В конце концов, стремление увидеть в Пушкине живого человека, близкого и понятного, высказывал еще Маяковский, который, как известно, тоже мог бы стать современным рэпером.

Однако ощутить эту близость сложно, особенно если вспомнить недавнюю экранизацию «Евгения Онегина» Сарика Андреасяна.

Создатели нового фильма «Пророк» пытаются избавиться от ограничений традиционного школьного курса литературы, но при этом попадают в ловушку схематичных шаблонов байопика.

Пушкин, изображаемый Юрой Борисовым, представляется рок-звездой, и сюжет его жизни следует знакомым шагам: детские проблески гениальности, стремительный взлет, популярность, падение и ранняя смерть.

Однако в реальности биография поэта не полностью вписывается в эти рамки, что заставляет создателей либо сокращать важные моменты, либо прибегать к метафорам.

Для упрощения восприятия отдельные этапы его жизни обозначены титрами с указанием времени и места действия, однако детали, как указания на конкретные адреса в Петербурге, несопоставимы с общей картиной.

С сочинительством также не повезло: оно сведено к музыкальному номеру, где Пушкин, будучи символом творческого вдохновения, путешествует по цифровым волнам на маленьком плоту.

Из этих волн возникают образцы мекой культуры и литературы, такие как Медный Всадник и Борис Годунов.

Поэт повторяет: «Отпусти меня, божественный глагол!», и эта просьба вызывает желание разделить с ним этот эмоциональный момент.

В фильме о Пушкине недостаточно поэзии великого поэта. Он представляет свои стихи лишь один раз в стиле рэп, когда читает оду «Вольность» на балу, который напоминает сцену из «Вавилона» Дэмиена Шазелла, только без явных элементов эротики.

Остальные музыкальные номера, всего восемь на протяжении двух часов, написаны случайными авторами, использующими примитивные рифмы. Музыкальные вставки не выдают различий, так как все они следуют одному ритму.

Пушкин в фильме занят множеством дел, не связанных с поэзией. В молодости он предается удовольствиям в столице, а во время ссылки закручивает роман с графиней Воронцовой, что помогает ему стать популярным.

В Михайловском он переживает за друзей-декабристов и осмеливается противостоять Бенкендорфу и императору Николаю I. Тема творческой свободы и цензуры пронизывает сюжет, но filmmakers с опаской обходят ее, и все начинает затихать, когда Пушкин решает жениться.

Быстро сменяются сцены сватовства, свадьбы и появления детей, а также его унизительного звания камер-юнкера, дуэли с Дантесом и попыток жены спасти его.

В то время как царь и Бенкендорф понимают серьезность ситуации, становится поздно. На фоне Невы, покрытой льдом, появляется солнце русской поэзии, предвещающее успешный кассовый результат картины.

По материалам: www.kommersant.ru