Фестиваль Вахтангов Путь домой Уличный театр во Владикавказе

Июл 14, 2025 / 14:37

Театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой» во Владикавказе пройдет во второй раз с 6 по 13 июля и откроется «уличной» программой с участием театров со всей страны.

Уличный театр в России имеет глубокие корни, начиная со времен скоморохов, которые с X по XVII век выступали на улицах и площадях, взаимодействуя с прямыми зрителями. В XVIII веке возникла популярность маскарадов и театрализованных шествий на городских площадях.

Фестиваль Вахтангов Путь домой Уличный театр во Владикавказе

В XIX веке ярмарки, такие как Нижегородская и Макарьевская, прославили персонажа Петрушки. После революции 1917 года уличный театр стал важным инструментом революционной агитации, с выдающимся примером «Мистерии освобожденного труда», организованной Николаем Евреиновым в 1920 году. Это событие, собравшее 4 000 исполнителей и 100 000 зрителей, до сих пор считается крупнейшим уличным спектаклем в истории России.

Однако в 1930-х годах интерес к уличным формам театра угас. Возрождение началось в 1980-х, когда появилось новое поколение независимых театров, среди которых выделяется Театр АХЕ из Санкт-Петербурга, известный своими экспериментальными визуальными перформансами, которые соединяют различные театральные и художественные формы.

Этот фестиваль подчеркивает важность уличного театра как средства культурного выражения и способствует развитию творческой среды в регионе.

Спектакли АХЕ проводятся в необычных индустриальных и уличных пространствах, включая крыши, стройки и порты, что делает их значимым явлением в российском уличном и визуальном искусстве.

В 2001 году в Москве состоялась Театральная олимпиада, в которой куратором уличной программы выступил известный мим Вячеслав Полунин. Он собрал мировых мастеров, таких как «Royal de Luxe» и «Fura dels Baus», демонстрируя их работы на городских улицах.

Российские театры также ярко заявили о себе, среди них петербургский театр маски «Pejo’s Wandering Dolls», сосредоточенный на визуальной поэзии, а также «Огненные люди», использующие пиротехнику и музыкальные элементы.

Tall Brothers удивили зрителей выступлениями на ходулях с акцентом на пластику и клоунаду, а театр «Derevo» стал известен благодаря своему телесному театру.

Центральные улицы Москвы были перекрыты, а специальные конструкции установлены для проведения представлений, включая уникальный спектакль на бамбуковом «Корабле дураков» на Москва-реке, который собрал сотни артистов и зрителей.

Это событие стало тем переломным моментом, который признал уличный театр полноценной частью современного искусства, работающим с городской средой и человеком как соавтором.

Уличный театр в России сегодня переживает активный период развития. Как отмечает Мария Литвинова, куратор уличной программы фестиваля «Вахтангов. Путь домой» и директор театральной компании «Трикстер», уличные представления - это не просто массовые мероприятия, а глубокий, осмысленный праздник, который объединяет людей через искусство и живое сопереживание.

Москва задает тренды в этой области, с такими проектами, как «Московские ярмарки», «Московские сезоны» и «Театральный бульвар», которые ежегодно внедряют новые уличные программы. Другие города подхватывают этот опыт, создавая свои инициативы.

Литвинова также указывает на растущую востребованность уличных театров, что, в свою очередь, приводит к увеличению финансирования. В России уже более 30 фестивалей и 40 профессиональных уличных театров.

Анна Шишкина, представляющая «Странствующих кукол господина Пэжо», подчеркивает, что городам необходимо развивать уличный театр как социальный и психологический ресурс. Она считает, что культурные традиции, такие как балаганы и народные гулянья, могут быть переосмыслены для создания новых форм взаимодействия со зрителем.

Литвинова добавляет, что в нынешнее тревожное время люди особенно нуждаются в радости, свете и бытовом единстве.

Карнавальная культура и уличное искусство служат мощными инструментами для восстановления духа общности и оживления городской жизни. Фестивали такого рода становятся настоящей отдушиной для многих городов, обеспечивая не только развлечение, но и дополнительные финансовые ресурсы уличным театральным компаниям, которые в основном зависят от доходов на фестивалях.

По словам Марии Литвиновой, бюджет подобных мероприятий формируется, как правило, из муниципальных средств, и варьируется от 8 до 40 миллионов рублей в зависимости от масштаба.

За последние два года Президентский Фонд культурных инициатив активно поддерживает создание уличных театров и фестивалей. Недалеко от этого процесса стоят и градообразующие предприятия, такие как «Сибур» и «Татнефть», которые выступают в роли спонсоров, даря городу яркие культурные события.

К примеру, фестиваль «Вахтангов. Путь домой» в Владикавказе, организованный с бюджетом около 80 миллионов рублей, продемонстрировал лучшие театральные спектакли со всей страны. Его директор Алексей Никитин отмечает, что проект, поддержанный Президентским фондом и другими партнерами, стал полезным для привлечения туристов и обогащения местной культуры.

Концепция фестиваля, предложенная Кириллом Кроком, заключалась в том, чтобы на один день полностью погрузить горожан в мир театра.

Во Владикавказе проходит уникальный театральный форум, который стал первым и единственным крупным событием подобного рода в регионе. Как отмечает директор фестиваля «Вахтангов. Путь домой» Никитин, в этом году в программу включены спектакли не только из столицы, но и из других регионов России.

Отзывы зрителей прошлого года оказались положительными: выставка уличного театра привлекла 3000 зрителей, а сам фестиваль в общей сложности собрал более 6500. Из года в год интерес к мероприятию растет, и организаторы надеются, что цифры этого года будут еще выше.

Фестиваль стартует с уличной программы, которая в этом году продлится три дня: 6, 7 и 13 июля. Участников ждет яркое шествие на тему «Парад физкультурников», что станет своеобразным открытием недели театрального искусства. Среди запланированных мероприятий — проект «Картония — страна без территории», предлагающий мастер-классы на главной площади города для вовлечения зрителей в театральное действо.

Кроме того, зрителей ожидает променадный спектакль «Карнавальцы» от театра «Странствующие куклы господина Пежо» и премьерный показ интерактивной программы «Как бывало в старину» театра «Вау», выполненного по мотивам сказок для детей. Также на фестивале будет представлен спектакль «Три урока русской словесности» воронежского театра «Разгар», который погружает зрителей в учительскую среду и рассказывает о творчестве Пушкина.

Классика уличного театра также найдет свое отражение в программах: среди долгожителей — спектакль «Мистиариум» и «Руслан и Людмила» от театральной компании «Трикстер». В этом году «Трикстер» готовит премьеру под названием «Все утопить!». Сценическое действие пройдет на плотах, а пруд станет живой инсталляцией с арт-объектами, созданными художниками Ольгой и Еленой Бекрицкими. В центре действий появится Мефистофель, который наблюдает за человеческой природой и фиксирует свои мысли.

Закрытие фестиваля состоится 13 июля с большим концертом на главной площади, где выступит театр «Морес» с цирковой программой и уличным огненно-пиротехническим шоу от театра «Огненные люди». В рамках вечерней программы также покажут выступления воздушных гимнастов, братьев Бастригиных. Фестиваль обещает стать насыщенным и запоминающимся событием для всех любителей театрального искусства.

По материалам: www.forbes.ru