Фестиваль Primavera Sound в Барселоне акцентирует внимание на женских исполнителях

Июн 12, 2025 / 00:53

С 4 по 8 июня в Барселоне проходил 23-й фестиваль «Primavera Sound», который считается одним из самых значимых музыкальных событий Европы.

В этом году акцент был сделан на женских исполнителях, что отражает тенденцию к гендерному балансу в музыкальной индустрии. Фестиваль собрал 300 000 зрителей на территории парка Forum, что меньше, чем могло прийти, поскольку дирекция ограничила количество участников, исключив многих детей и подростков, у которых были льготные или бесплатные билеты.

Фестиваль Primavera Sound в Барселоне акцентирует внимание на женских исполнителях

Более того, даже на 24 га, отведенные под фестиваль, комфортное размещение возможно лишь для определённого числа людей, что предотвращает переполненность.

Интересно, что в последние годы наблюдается мнение о том, что отказ мегазвёзд, таких как Билли Айлиш и Тейлор Свифт, от участия в фестивалях не ослабляет индустрию. Эти артисты, как считается, отдают предпочтение сольным концертам, и их успех не зависит от фестивальной деятельности.

Гендерное равенство стало важной частью обсуждения на таких форумах, что также подчеркивает актуальность темы в современном музыкальном контексте. Таким образом, «Primavera Sound» не только предоставляет площадку для больших имен, но и способствует продвижению равенства в музыкальном мире.

Несмотря на трудности, фестивальная индустрия демонстрирует рост. В отличие от случайных исполнителей, на музыкальных фестивалях среди главных лидеров выделяются крупнейшие имена, такие как Билли Айлиш, Тейлор Свифт, Бейонсе, а также Чарли XCX и Сабрина Карпентер.

Важную роль здесь играют тренды, формируемые TikTok, музыкальными чартами и премиями, которые определяют вкусы публики. С каждым годом все больше фестивалей успешно заключают контракты с популярными артистами, что позволяет им привлекать зрителей.

В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению живого исполнения. Даже такие исполнители, как рэперы, которые исторически полагались на текст, все чаще выступают под фонограмму. Так, Чарли XCX, обладательница нескольких премий Grammy и BRIT Awards, исполнила свои хиты на «Primavera Sound» в компании танцевальной группы и австралийца Троя Сивана, практически без аккомпанемента, что не вызвало у зрителей недовольства.

Вопрос живого пения стал менее актуален для поклонников; важнее стало общее впечатление от выступления. То, что многие артисты выступают, пользуясь предварительно записанными треками, приемлемо для публика. Концерты звезд первой величины продолжают притягивать зрителей благодаря сильной энергии, которую артисты излучают со сцены.

Современное мастерство организаторов стадионных и фестивальных шоу достигло впечатляющих высот. За короткое время они способны создать на пустой сцене целый театральный мир или же детализированную телестудию в духе 1970-х годов, включая гримерки и световые установки.

Например, концерт Рона Чаппелла, удостоенного Grammy и BRIT Awards, проходит в декорациях готического замка, где размещен полный бэклайн для рок-группы. Визуальная часть шоу включает съемки на видеокамеры, которые создают картинку, напоминающую клипы MTV 80-х годов, вызывая ассоциации с такими артистами, как Meat Loaf и Элис Купер. При создании этой визуализации участвуют художники по свету, среди которых есть мастера, отвечающие за общий визуальный стиль.

Также интересен проект Сабрины Карпентер, которая воссоздала атмосферу 70-х с персонажами и диалогами, превращая свое выступление в настоящий спектакль. Благодаря использованию экранов, зрители, находящиеся на большом расстоянии от сцены, погружаются в каждую сцену.

На Primavera Sound лозунг «Free Palestine!» звучал так же часто, как и официальная фраза «Nobody is normal». Интересно, что израильская тематика была минимально представлена в обсуждениях вокруг арт-объектов, поддерживающих Палестину, а сами музыканты редко упоминали конфликт. Для многих участников фестиваля Палестина могла восприниматься как символ абстрактного добра, однако более радикальные мнения оказывали музыканты группы Fontaines D.

На фестивале «Primavera Sound» участники призвали к бойкоту Израиля, что сопровождалось надписью на экранах: «Израиль осуществляет геноцид, не молчите об этом!» Выступления таких групп, как «Massive Attack» и «Imagine Dragons», также содержали антиизраильские высказывания, демонстрируя растущее число артистов на стороне Палестины.

Если еще недавно в музыкальной индустрии наблюдалось равновесие мнений между сторонниками Израиля и Палестины, то сейчас большинство артистов выступает в поддержку Палестины, указывая на неудачи Израиля в PR.

Фестиваль привлек значительное количество гостей благодаря доступным авиабилетам и атмосфере свободы самовыражения. Этот интерес со стороны американской аудитории может увеличиться в свете негативной политической ситуации в США, что делает Европу более привлекательной для любителей музыки.

К тому же, в 2025 году ни один американский фестиваль не смог предложить подобного состава звезд, включая трех ведущих женщин поп-сцены.

Современный мейнстрим в музыке всё больше зависит от наследия прошлого. Многие артисты, такие как FKA Twigs, интегрируют сэмплы работ таких знаковых исполнителей, как «Бьорк» и «Мадонна». Рок-группа «Wolf Alice» не устает обращаться к риффам классиков, таким как «Black Sabbath» и «The White Stripes», а Чаппелл Рон черпает вдохновение из музыкального стиля «Синди Лупер». Все эти исполнители, создавая музыку, пытаются угодить широкой аудитории и адаптироваться к требованиям 2025 года. В мире электронной музыки диджеи, возглавляемые «Дэвидом Геттой» и другими, также обращаются к ретро-хитам, несмотря на свое андерграундное происхождение.

На фестивале «Primavera Sound» особое внимание привлек «Джейми XX», участник группы «The XX», которая стала знаковой для английской электронной музыки в начале 2010-х. Его выступление на фестивале не было направлено на знакомство публики с новыми треками. Вместо этого он выбрал поп-направление, в которое вошли хиты, хорошо известные широкой аудитории. Его активные танцы у сцены подчеркивали непринужденность мероприятия, а заранее подготовленный сет не оставлял места для музыкальной импровизации.

Интересно, что на «Primavera Sound» аккредитация для журналистов была платной. Хотя журналисты не платили за аккредитацию напрямую, им необходимо было внести €50 в качестве пожертвования в благотворительные фонды, такие как «Fundacio La Loma», который помогает больным лошадям. Подобное требование вызывает споры на фоне обсуждений о целесообразности благотворительности в фестивальной индустрии.

На фестивале также наблюдается явное стремление к экологической тематике. Одним из спонсоров выступала итальянская компания «Plenitude», занимающаяся возобновляемыми источниками энергии. Сцена, курируемая этой компанией, была оформлена в зеленых тонах и посвящена биоразнообразию и позитивным изменениям в энергетическом landscape. Однако наиболее заметным экологическим проектом стал сет певицы «ANOHNI», посвященный разрушению Большого Барьерного рифа, что влияет на климат Земли. В его программу вошли документальные кадры, которые показывали подводный мир и интервью с учеными-экологами. Это выступление стало не только выражением заботы об экологии, но и примером концептуального и значимого высказывания неравнодушного артиста, что подчеркивает важность сочетания искусства и социальных тем в современном музыкальном дискурсе.

По материалам: www.forbes.ru