На XVII Международном Чеховском фестивале был представлен бразильский спектакль «Брас Кубас», привезенный театральной компанией «Армазем». Его основой стала одноименная книга Жуакина Марии Машаду де Ассиса, который считается классиком бразильской литературы и оказался ключевой фигурой в театральных преобразованиях середины XIX века.
В своих произведениях Ассис затрагивал такие темы, как колониальное наследие Бразилии и народная история, отразив современные исторические потрясения. Его сатирические комедии обличали буржуазные привычки, но, в отличие от Салтыкова-Щедрина или Гоголя, не содержали гротеска или романтической нежности.

Роман «Брас Кубас» или «Записки с того света» начинается со смерти главного героя, который размышляет о своей жизни. В сценической интерпретации бразильского режиссера Паулу де Мораэса фигура Браса Кубаса разделена на двух персонажей, что подчеркивает сложность образа.
Сержиу Машаду изображает земное воплощение Браса, формируя его имя через игру слов, что отражает его характер: легкомысленный буржуа, ведущий праздный образ жизни, погруженный в поиски любви и развлечение. Этот спектакль стал ярким примером адаптации классической литературы для современного театра, сохраняя при этом остроумие и сатиру оригинала.
Жоау Паулу Мораэс тщательно передает дух героя, который после смерти не может найти выход своей страсти. Все реплики, которые звучат в спектакле, связаны с концепцией, выходящей за рамки традиционного мифа о богатых.
В спектакле значительное внимание уделяется теме рабства. Хотя этот вопрос также обсуждается в романе, его авторское послание может быть сложно уловить из-за ироничного тона героя-рассказчика. Интересно, что сам Машаду де Ассис, автор произведения, был темнокожим и происходил из бедной семьи.
В спектакле его роль исполняет Бруну Лоренсу, актер с африканскими корнями, который вводит зрителей в недостатки Закона свободы рождения, предшествовавшего Золотому закону, отменившему рабство в Бразилии.
Лоренсу встраивает в повествование о жизни Браса Кубаса, представителе привилегированного класса, вставки о настоящих рабах, что придаёт сценическому рассказу остроту.
Сценография спектакля создает атмосферу незавершенного детства главного героя: стены окрашены в зеленый цвет, напоминающий школьную доску, а в углу разбросаны детские игрушки. Подвешенные стулья и пустая багетная рама создают ощущение пустоты и неопределенности.
В кульминационный момент спектакля, перед смертью Брасу Кубасу является олицетворение жизни и смерти в образе прекрасной девушки по имени Пандора (Алин Делуна). Гиппопотам уносит его в путешествие сквозь время от рождения до смерти. Трактовка жизни Браса Кубаса представляется сквозь призму исторических обстоятельств, его социального статуса и окружения.
Кубас, родившийся 20 октября 1805 года в богатой семье, проводит часть своей жизни среди состоятельных людей. Его родные сравнивают его с Наполеоном, но ирония жизни мешает осуществлению обещанных успехов. Спектакль, где Кубас предстает в быстро сменяющихся сценах, обладает завораживающим ритмом и выразительной иронией как к главному герою, так и к его окружению.
Первая любовь Кубаса, Марсела (Алин Делуна), манипулирует его чувствами и, поняв свою влюбленность, оставляет его. Вторая возлюбленная, Виржилия (Изабель Пашеку), с удивлением отвечает на вопрос о том, уйдет ли она от мужа к Кубасу: «Я же его люблю».
Брас (Жоау Паулу Мораэс) сам осознает свою самодостаточность, публично признавая, что с детства не умеет принимать решения, позволяя другим решать за себя. Это приводит к его вечному несовершенству и отсутствию борьбы за любовь.
Умирая от пневмонии, он иронизирует, что проблема его жизни — это желание вылечить людей от меланхолии с помощью чудо-пластыря. В финальной части спектакля артисты отдают свою энергетику зрителям, которые щедро аплодируют, создавая атмосферу взаимной радости и прощания.