В мире балета Наталью Касаткину и Владимира Василева прозвали по-домашнему и дружелюбно - Кас-Васы. Эта пара балетных артистов долгие годы существовала как семейный и творческий дуэт.
Вокруг них всегда царила романтическая атмосфера, они объединялись десятилетиями, чтобы творить вместе на сцене.
Наталия Касаткина закончила Московское хореографическое училище в 1953 году, а через год стала солисткой труппы Большого театра.
Великая балерина Марина Семенова стала ее наставницей в Большом театре, где она могла бы стать известной прима-балериной, но выбрала путь артиста характерных ролей.
Она исполняла классические произведения, такие как «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот».
Судьба свела Наталию с Владимиром Василевым на репетиции, когда ей было 20, а ему 23 года.
Оба происходили из старых московских семей и разделяли схожие взгляды на жизнь, что препятствовало возникновению проблем из-за разницы в возрасте.
Начиная с 1960-х годов, Наталия и ее супруг Владимир Василев принимали участие в постановке спектаклей и показывали себя как талантливые хореографы.
Со временем им улыбнулась удача - страна постепенно переживала период оттепели, что сказывалось на их творчестве.
Владимир Василев, который поздно начал заниматься балетом, имел музыкальное образование у композитора Николая Каретникова.
Вместе с Наталией они создали постановки в Большом театре, такие как «Ванина Ванини» (1962 год) и «Героическая поэма» (балет о геологах, 1964 год), которые отражали обстановку романтизма в Италии и личные переживания советской интеллигенции.
Этот период в истории отечественного балета был насыщен событиями и новаторскими постановками, которые оказали значительное влияние на развитие искусства. В 1967 году была поставлена знаменитая постановка «Тристана и Изольды» на музыку Рихарда Вагнера, а уже в следующем году были представлены «Прелюдии и фуги» под музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Эти спектакли, хоть и ушли в прошлое, остались в памяти специалистов и имеют важное значение для истории культурного развития страны. Важным моментом того времени было то, что отечественный балет, не отставая от западных течений, шагнул вперед и стал соответствовать мировым стандартам.
Одним из самых ярких и значимых спектаклей этого времени был балет «Весна священная», поставленный Наталией Касаткиной и Владимиром Васильевым в 1965 году, который до сих пор пользуется успехом у зрителей. Наталия Касаткина постановила не только балеты-классики, такие как «Лебединое озеро», «Раймонда» и «Дон Кихот», но и произведения современных композиторов.
Постановка «Весна священная» выходила на сцену во времена оттепели и стала настоящим триумфом искусства. Этому предшествовали два важных события: в 1959 году Морис Бежар впервые поставил этот балет, повлияв тем самым на последующее развитие хореографии, а в 1962 году Игорь Стравинский вернулся в Советский Союз после многолетнего отсутствия.
Касаткина и Васильев были первыми, кто представил этот балет на отечественной сцене, и Наталия Касаткина сама исполняла главную роль Бесноватой. Ее выдающееся танцевальное мастерство воплотило в себе всю энергию, отчаяние и храбрость героини, преданной богам в жертву.
Творческий дуэт Касаткиной и Васильева в 1977 году стал художественным руководителем и главным балетмейстером Государственного академического театра классического балета, который в 90-е годы получил официальное название. Их творческий вклад в развитие отечественного балета остается неоценимым и продолжает вдохновлять новое поколение артистов и зрителей.
Наталия Касаткина и Владимир Василев - это пара танцевальных мастеров, которые заслуженно имеют репутацию одних из лучших режиссеров балета. Совместно им уже 45 и 43 года, и они продолжают вкладывать все свои силы и творческие идеи в развитие своего театра.
За годы работы дуэт Касаткиной и Василева превратил театр из места, где проводились только концертные программы, в учреждение, прославившееся большими спектаклями и уникальным оригинальным репертуаром. В афише их театра можно увидеть как классические произведения в необычных интерпретациях, так и собственные постановки такие как «Весна священная», «Золушка», «Жар-Птица», «Маугли», «Поцелуй Феи», «Ромео и Джульетта», «Сотворение мира», «Спартак», «Чудесный мандарин», «Штраус-гала».
Их креативный подход к балету и его исполнению позволяет им создавать уникальные и неповторимые спектакли, которые завоевывают сердца зрителей. Но Касаткина и Василев не останавливаются на достигнутом. Они искали новые таланты и воспитывали будущие звезды балета, открывая им путь к славе главных танцовщиков.
Среди тех, кого они открыли и поддержали, Ирек Мухамедов, Галина Степаненко, Станислав Исаев, Владимир Малахов - танцоры, чьи имена знакомы всем поклонникам высокого искусства.
Но даже при всей славе и признании Касаткины и Василева сталкиваются с серьезными проблемами. У отсутствует собственное здание, а театр вынужден кочевать по различным сценам, что может негативно сказаться на его стабильности и развитии.
После ухода Наталии Дмитриевны, эти проблемы только усилятся, и театру необходимо найти способы решения этих длительных проблем.
Работа в области культуры и искусства является сложной и трудоемкой, но при этом она несет в себе огромное значение для гармоничного развития общества. Важно сохранять культурные ценности и традиции, а также поддерживать талантливых и перспективных молодых артистов.
Наталия Касаткина - это не только выдающаяся танцовщица и режиссер балета, но и педагог, который вкладывает свою душу и энергию в воспитание нового поколения артистов.
Она активно ведет образовательную программу о балете, помогая молодым талантам раскрыть свой потенциал и обрести успех в творческой деятельности. Поэтому наследие Касаткиной и Василева является не только историческим, но и важным для будущего развития балетного искусства.
Осознавая все трудности и вызовы, с которыми сталкиваются современные театры и искусственные коллективы, Наталия и Владимир продолжают свою творческую деятельность с неизменным энтузиазмом и стремлением к совершенствованию.
Их пример вдохновляет как опытных профессионалов, так и начинающих артистов на творческий поиск и саморазвитие.
Работа в области искусства требует постоянного совершенствования и самоотдачи, но она приносит неповторимые моменты радости и вдохновения, которые помогают сохранить веру в прекрасное и создают атмосферу творческого вдохновения и сотрудничества.
Наталия Касаткина и Владимир Василев не только являются символами балетного искусства, но и яркими представителями высокой культуры и профессионализма, уважаемыми и любимыми среди коллег и зрителей.
Их вклад в развитие российского и мирового балета неоценим, и их творчество продолжает вдохновлять и восхищать тысячи поклонников и обожателей искусства во всем мире.