Дирижер Большого театра Айрат Кашаев рассказал о номинации на премию имени Габдуллы Тукая 2025 года, в которую вошли такие художественные деятели, как писатель Мансур Гилязов и хореограф Чулпан Закирова.
Авторы балета «Иакинф», включая Кашаева, Полубенцева и Гайфуллина, также стали номинантами. Кашаев поделился своими впечатлениями от новостей о номинации, отметив, что это стало для него полной неожиданностью и признаком высокой оценки совместной работы коллектива.

По его словам, награда — это результат коллективного труда, за который он чувствует гордость.
Интересно, что в момент предложения принять участие в постановке «Иакинфа» он находился в Казани, работая над «Ромео и Джульеттой». Хореограф уже проделал основную работу к этому времени, что стало важным моментом в подготовке нового спектакля.
В интервью он также подчеркнул важность формирования музыкальной культуры в Казани и необходимость создания второго музыкального театра для дальнейшего развития искусства в регионе.
Премьера балета была назначена на сентябрь, и подготовка к ней началась еще в июле. Артисты начинают изучать хореографию заранее, поскольку каждое движение требует тщательного подхода и отработки.
Дирижер, как правило, подключается на более позднем этапе подготовки. В этом процессе хореограф взаимодействует с композитором, обсуждая концепцию постановки и его идеи. Эти обсуждения могут включать пожелания о частях, например, о парных танцах или массовых сценах, и композитор, слушая хореографа, часто вносит изменения соответственно.
Вся работа происходит в атмосфере сотрудничества, что укрепляет творческий процесс и создает глубокую связь между всеми участниками. Дирижер играет важную роль в этом взаимодействии.
Когда я начал работать над балетом «Резеды Ахияровой», хореограф и композитор уже имели длительное сотрудничество, которое основывалось на уважении и понимании друг друга. Хореограф сначала ставил балет под рояль, и моя задача заключалась в том, чтобы адаптировать оркестровую partituru к поставленным движениям.
Резеда Закиевна активно участвовала в репетициях, учитывая мнения исполнителей. Это позволило нам совместно редактировать партитуру, придавая ей более выразительный и интересный звук.
В процессе работы дирижеру важно быть в контакте с хореографом и понимать индивидуальные особенности танцоров, так как каждое движение создается для конкретного исполнителя.
Балет, как искусство, предлагает множество интерпретаций одного и того же произведения, что ярко продемонстрировано в различных постановках «Щелкунчика». Хотя музыка остается неизменной, каждый исполнитель может внести что-то свое, изменяя темп, паузы и па. Это важная особенность балета: танцовщик может передать различные смыслы через движения и пластику. В отличие от оперы, где исполнение более однозначно, танец позволяет множество интерпретаций одного и того же чувства, например, любви. Танцовщик может передать это чувство кому угодно, в то время как оперный певец, как в случае с Ленским, сосредоточен на одной конкретной личности.
В балете «Иакинф» особая структура: три акта, каждый из которых имеет свой музыкальный пласт. Первый акт, вдохновленный татарскими мотивами, переносит зрителей в Казань. Второй акт погружает в атмосферу Китая, а третий отмечает возвращение Иакинфа в Россию уже в поздний период его жизни.
Хореограф Резеда Ахиярова использует разнообразие музыкальных инструментов для создания уникального колорита. Например, в китайском акте звучат такие инструменты, как гусли, домры и цимбалы, а также гучжен — китайский музыкальный инструмент. Для исполнения на гучжене специально приезжает музыкант из Китая, что добавляет особую атмосферу в спектакль. Эффектная солистка в национальном костюме исполняет соло под аккомпанемент оркестра, что создает гармонию между музыкой и хореографией, делая номер незабываемым и визуально привлекательным.
Балет «Иакинф» представляет собой уникальное сочетание музыкальных традиций различных культур. Это, прежде всего, национальный балет, основанный на биографии выдающегося земляка Никиты Бичурина. В его создании участвуют композитор Резеда Ахиярова и поэт Ренат Харис, что в сочетании с внушительной хореографией и декорациями придает произведению особую атмосферу.
Биографический балет — это редкость, так как обычно в таких постановках изображаются мифические персонажи, как в «Спартаке», в то время как «Иакинф» рассказывает о жизни реального человека. Создание такого произведения требует значительных усилий, особенно в сложном жанре балета.
Национальный балет заслуживает высокой оценки и гордости, поскольку часто возникает ощущение, что великие произведения были созданы и новых шедевров не появится. Но история продолжается, и новые культурные памятники создаются живыми людьми. Нам, современникам, важно научиться замечать эти шедевры, открыв сердца и глаза на окружающую нас культуру.
В Татарстане, к счастью, культура ценится и поддерживается. Это проиллюстрировано недавними событиями: в 2022 году я дирижировал оперой «Сююмбике» Резеды Ахияровой, а в начале 2023 года была поставлена опера «Кави-Сарвар» Миляуши Хайруллиной. Я наблюдаю, как интерес к искусству растет, и это невероятно радует.
Летом того же года я начал работать над балетом «Заколдованный мальчик», который ранее ставился в казанском театре в 1961 и 1974 годах. Теперь, спустя столько лет, мы осуществили третью редакцию этого произведения. Постановка проходила на запись, так как оркестр находился в гастролях в Китае. В сентябре мы записали музыку, и затем режиссер Александр Полубенцев создал спектакль, который успешно дебютировал в конце прошлого года. Несмотря на то, что я сам не видел премьеру, по отзывам знакомых, балет оказался по-настоящему впечатляющим.
На данный момент у меня в активе четыре национальных проекта, и я надеюсь, что впереди меня ждут новые интересные начинания. В одном из интервью я также упоминал свою мечту о полноценной постановке оперы «Кави-Сарвар». Этот музыкальный материал уникален и подходит для сцен театров в любых городах, несмотря на то, что опера исполняется на татарском языке. Тем не менее, мы прекрасно воспринимаем оперы на итальянском, немецком или французском.
История, которую рассказывает «Кави-Сарвар», универсальна и будет актуальна в любом регионе — будь то Якутск, Хабаровск, Москва или Санкт-Петербург. Опера способна находить отклик у зрителей благодаря своим живым персонажам и актуальным темам.
«Кави-Сарвар» — это одно из лучших произведений, с которым мне довелось работать, и его музыка поистине гениальна. Мы успели показать оперу лишь трижды: один раз на премьере и дважды в прошлом апреле.
Я мечтаю о постановке оперы «Кави-Сарвар» как полноценного театрального спектакля, а не полуконцертного исполнения.
Хотя данный проект начал свою жизнь всего два года назад, не стоит забывать, что иногда на признание достойных произведений уходит много времени.
Например, Иоганн Себастьян Бах, ушедший из жизни в 1750 году, стал известен только в 19 веке благодаря Феликсу Мендельсону, который нашел его рукописи.
Таким образом, время играет решающую роль в культуре.
Напомню, сейчас 2025 год, и будущее оперы открыто для воплощения.
Живя и работая в Москве как дирижер Большого театра, я вижу, как культурный уровень российских городов варьируется.
Казань, например, демонстрирует высокое качество культуры и развитую публику.
Большую роль в этом играют Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля и Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского.
Эти коллективы обеспечивают высокое исполнение и интересные гастроли, а также представляют талантливых солистов.
Натан Рахлин, основатель оркестра, и его преемник Фуат Мансуров, а также нынешний руководитель, Александров Сладковский, сделали много для развития оркестра.
Благодаря их усилиям, этот коллектив сейчас находится в отличной форме, а казанская публика растет вместе с ним.
Музыкальный театр в Казани становится все более актуальной темой в культурной жизни города.
Говоря о создании нового театра, важно отметить, что Казань, как динамично развивающийся и исторически богатый город, заслуживает множества театров. Это не только нормально, но и необходимо для раскрытия культурного потенциала региона.
В казанском театре оперы и балета уже представлены значимые шедевры, однако возникает вопрос о менее традиционных жанрах, таких как камерная опера, которая требует более интимной обстановки для своего полного выражения. Необходимы также творческие лаборатории, где можно будет представить новаторские решения и произведения широкому зрителю.
Сравнивая ситуацию с Москвой, где множество театров показывают разнообразные спектакли, можно утверждать, что Казань также выиграет от присутствия еще одного музыкального театра.
По поводу потенциальной нехватки репертуара для нового театра не стоит волноваться: существует огромный ассортимент произведений, как отечественных, так и зарубежных композиторов. Важно, чтобы Казань не ограничивалась исключительно татарской музыкой, чтобы избежать замыкания музыкальной культуры в узкие рамки.
Таким образом, создание нового театра не только возможное, но и желаемое явление для культурного развития города.
В начале 2025 года у меня было активно много событий.
В феврале я участвовал в трех конкурсах, где в двух из них занимал должность председателя жюри. Особенно радостно для меня, что Дина Венедиктова, руководитель хора Казанского музыкального училища, заняла первое место в одном из конкурсов. Мы с ней учились вместе в музыкальном училище и консерватории, и я искренне рад за ее успех. Решение о победителе было единогласным.
Недавно прошел еще один конкурс хоров с участием коллективов по всей стране, и наш казанский хор «MiR», под руководством Ольги Ершовой, заработал звание лауреата II степени, что также является значимой победой.
Февраль был насыщен этими событиями, но март оказался более сложным: у меня запланировано 18 спектаклей в Москве и поездки, а в начале апреля я вернусь в Казань, чтобы дирижировать балетом.