На 90-й год своей жизни ушел из жизни народный артист, президент и неотразимый худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт. Его называли «королем флегматичного юмора», но сам артист всегда придавал большое значение своему «капустному хохмачу», остроумию и находчивости.
Также Ширвиндт умел удивлять зрителей своим талантом в серьезных драматических ролях, особенно в сотрудничестве с режиссером Анатолием Эфросом. Его выступления запоминались ярким ироническим подходом, который делал его уникальным. Цитаты из его интервью и произведений считались настоящими жемчужинами юмора.
Вот таким мы и запомним Александра Ширвиндта - как талантливого и остроумного артиста, который обладал уникальным даром юмора и иронии. Жизнерадостный и с чувством, он относился к творчеству и сцене. «РГ» публикует отрывки из интервью с Александром Ширвиндтом за разные годы.
Он говорил: «Не люблю это слово. Сатира все-таки подразумевает злость. Сатира лечит, сатира учит, сатира потрясает, и человек думает: 'Больше никогда так не буду!' - только если это настоящая сатира. Как правило, зритель, сидя в зале и глядя спектакль, в котором его бичуют, никогда это на свой счет не принимает. А ирония, пародия, карикатура - вот это я очень люблю».
Всю свою жизнь Александр Ширвиндт мечтал исполнить две роли - Остапа Бендера и Кречинского. Будучи молодым артистом, он начал работу над спектаклем 'Свадьба Кречинского' под режиссурой Михаила Козакова, но из-за различных обстоятельств постановка не состоялась.
Также не суждено было Ширвиндту сыграть роль Бендера. Но несмотря на это, к 50-летию Театра Сатиры он готовил вечер, на котором персонажи из репертуара театра сами поздравляли свой коллектив с юбилеем.
В творчестве и жизни Александра Ширвиндта всегда были место радости, изысканности и остроумия. Его искрометный юмор и интеллектуальный подход покорили сердца зрителей и коллег, сделав его легендой советской и российской театральной сцены.
Я создал монолог Остапа Бендера при помощи Гриши Горина. Надел шарф, кепку и воплотил этот образ. Но достичь идеала в исполнении Бендера невозможно. Сколько талантливых актеров воплощали эту роль под руководством великих режиссеров, и все же никто не смог сравниться с Ильфом и Петровым.
Худрук - это особое искусство. Я пересекался с многими великими режиссерами, не все из них были талантливыми худруками. Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Олег Ефремов, Валентин Плучек - настоящие мастера своего дела.
А вот Толя Эфрос, несмотря на все свои таланты, не мог считаться великим худруком. Я сам стал худруком случайно, в обстоятельствах. Мои амбиции в этом плане были минимальны.
Нельзя быть умным актером, особенно актрисе. Разум только помешает. Почему так сложно сыграть роль детей или животных? Важно не задумываться, как играть. Актер - это животное по своей сути. В целом, это не профессия для мужчин.
Но что поделаешь, упустил свой шанс. Всегда мечтал быть таксистом: общение с новыми людьми, разговоры, вместо того чтобы повторять одни и те же фразы 400 раз.
Раньше царила цензура. Теперь все забыли, что означает это слово. Теперь цензура полностью исчезла.
Помимо центральных идейных аппаратов и прочих, во всех СМИ были редакторы, заботившиеся о качестве и профессионализме, не охотящиеся за антипатриотическими материалами. Это были образованные, умные люди, которые не допускали пошлости и некомпетентности. А сейчас главное - развлекать народ.
Самый нелюбимый вопрос - "Как вы относитесь к сегодняшней жизни?". Я отношусь к вчерашнему ипозавчерашнему. Почти потерял всех своих друзей. Порой задумываюсь, может, Всевышний собирает театр из лучших исполнителей для небесного представления. Возможно, и мне предназначена какая-то роль. Обычно - второстепенная.
Александр Ширвиндт - российский актер, родившийся в 1934 году в Москве. Он окончил Щукинское театральное училище, работал в театре "Ленком", Театре на Малой Бронной. С 1970 года он был членом труппы Театра сатиры, а с 2000 года более 20 лет руководил этим театром. С 2021 года он является президентом Театра сатиры.