За 25 лет существования британского журнала EMPIRE произошло множество событий, изменивших лицо западного кино. Журнал выбрал 25 наиболее значительных моментов в этой эпохе.
Голливуд, известный как «фабрика грез», не всегда успевал удовлетворить наши ожидания, пока не вышла «Бездна». Хотя «Парк Юрского периода» произвел фурор благодаря фотореалистичной компьютерной графике, именно подводная одиссея Джеймса Кэмерона убедила индустрию в потенциале CGI. Фильмы, такие как «Терминатор 2», «Матрица» и «Аватар», взяли старт от «Бездны».

Индепендент-кинематограф обрел новое дыхание благодаря «Сексу, лжи и видео» Стивена Содерберга, который стал коммерчески успешным и получил признание критиков. Этот успех открыл дорогу инди-кино и вдохновил крупные студии на создание собственных независимых подразделений, таких как Fox Searchlight и Paramount Vantage. В результате появились такие знаковые работы, как «Черный лебедь» и «Миллионер из трущоб».
Фильм Джона Ву «Наемный убийца», отличавшийся жестокими сценами и замедленной съемкой, преобразил жанр боевиков, подобно тому, как «Выход дракона» повлиял на фильмы о боевых искусствах. Этот успех привел к появлению новых, более смелых проектов и открыл двери для дальнейших инноваций в киноиндустрии.
Дэвид Финчер, начинающий на тот момент режиссер, стал частью большой киноиндустрии благодаря студии Fox, которая открыла ему двери для работы над продолжением успешной серии фильмов, ранее начатой Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном.
С его приходом начался новый виток в развитии голливудского блокбастера, который стал не только масштабным и дорогостоящим зрелищем, но и эффективной рекламной машиной, способной генерировать множество сопутствующих товаров и заранее продуманные сиквелы.
На эту тенденцию повлиял «Бэтмен» Тима Бертона, ставший ключевым примером для будущих фильмов, поскольку именно в нем были объединены все составляющие успешной рекламной кампании. Его влияние ощущается и по сей день, когда анонсирование фильмов начинается с тизеров, как это было с легендарным «Терминатором 2». Это своего рода новаторский подход стал стандартом для промо-кампаний блокбастеров.
Кроме того, Квентин Тарантино изменил представление о гангстерских драмах, представив в «Бешеных псах» уникальный стиль смешения различных влияний и идей, что сделало его работы знаковыми для режиссеров как в Америке, так и за ее пределами.
Тарантино, погружающийся в мир кино и обладающий поразительными познаниями в области кинематографа, стал образцом для подражания, указывая будущим поколениям творцов, что инновации и смешение жанров - это путь к успеху.
Результат творчества некоторых режиссеров порой бывает неочевидным. Например, один из них, продолжая свою карьеру, подарил зрителям такие культовые работы, как «Семь», «Бойцовский клуб» и «Социальная сеть». Это было не первое стремление Стивена Спилберга к созданию серьезного, нестандартного кино. Его предыдущие проекты, такие как «Империя солнца» и «Цветы лиловые полей», не пользовались большим успехом и заставили критиков сомневаться в способности мастера развлекательного кино погрузиться в глубину человеческих драм.
Тем не менее, фильм «Список Шиндлера» стал его значимым триумфом, заслужив режиссерский «Оскар» и подтвердив, что создание фильмов различного жанра вполне возможно.
На примере другого убийцы экранов, Уэса Крэйвена, можно заметить, что он не просто глупо использовал жанровые штампы в «Кошмаре на улице Вязов 7: Новый кошмар», который стал заметным влиянием на дальнейшее развитие жанра. Он перенес действие на сам процесс создания фильма, когда Фрэдди Крюгер начал охотиться за актрисой Хезер Лангенкамп, сыгравшей Нэнси.
Хотя этот фильм не достиг огромного коммерческого успеха, он оставил заметный след в киноиндустрии и вдохновил создание таких культовых сериалов, как «Крик», «Пункт назначения» и «Хостел».
Британское кино долгое время придерживалось стереотипных жанров, но триллер «Неглубокая могила» с его уникальным визуальным стилем и захватывающим сюжетом изменил этот курс. Вскоре Дэнни Бойл и Гай Ричи продемонстрировали, что британское кино способно быть динамичным и современным, при этом сохраняя свою индивидуальность и независимость от Голливуда.
В 1995 году мультфильм «История игрушек» режиссера Джона Лэсситера произвел на зрителей такой же сильный эффект, как и позже «Бойцовский клуб». Это был не только прорыв в компьютерной анимации, став первой полнометражной картиной, созданной с использованием CGI. Мультфильм сочетал остроту, увлекательность и добродушие, избегая привычной сказочности и подмигивая взрослой аудитории, тем самым запустив революцию в анимации и проложив путь Лэсситера к вершинам Disney.
С переходом с VHS на DVD домашний кинотеатр неожиданно достиг нового уровня. DVD предлагал улучшенное качество изображения и звука, дополнительные материалы и удобство использования, что сделало его наилучшей альтернативой VHS.
В литературном мире успех пришел к Джоан Роллинг, когда она подписала контракт с издательством Bloomsbury на публикацию «Философского камня», получив за это всего 1500 фунтов. Выход книги в 1997 году стал началом глобального явления — саги о Гарри Поттере, которая вылилась в одну из самых прибыльных киноэпопей.
Эта франшиза не только принесла сотни миллионов в британскую киноиндустрию, но и подтолкнула киноиндустрию к активной закупке потенциальных бестселлеров. Глобализация и инфляция привели к тому, что кассовые сборы, ранее казавшиеся во многом фантастическими, стали реальностью. Например, «Титаник» стал рекордсменом, собрав 1,8 миллиарда долларов, что создало клуб фильмов-гигантов с кассовыми сборами выше миллиарда.
После ухода Тим Бертона из саги о «Бэтмене» индустрия столкнулась с кризисом, когда рынок заполонили неудачные комиксные экранизации. Однако ситуация изменилась благодаря успеху «Блейда», который вдохнул новую жизнь в жанр и paved the way для множества блокбастеров от Marvel.
Летом 1998 года Питер Джексон, сталкиваясь с трудностями в поисках финансирования для «Властелина Колец», встретился с Робертом Шеем из New Line Cinema, который поддержал идею создания сразу трех фильмов. Это стало началом великолепной трилогии, которая сделала Новую Зеландию центром эпического кинематографа.
В области военных фильмов «Спасти рядового Райана» Спилберга стала первой лентой, которая показала зрителям поистине жуткую атмосферу сражений, оставив неизгладимое впечатление сценами высадки на пляже Омаха.
На сегодняшний день идет много разговоров о том, что телевизионные драмы стали сильнее и интереснее кино, но такой ситуации не было до тех пор, пока HBO не выпустила «Клан Сопрано». Этот проект, созданный Дэвидом Чейзу, смог конкурировать с великими произведениями Копполы и Скорсезе, что значительно повысило статус телевизионного контента и открыло новые горизонты для качества и сложности персонажей на экран.
Первый приквел «Звездных войн» стал одним из самых ожидаемых фильмов в истории. Фанаты заранее записывались на показы фильмов, которые не вызывали у них интереса, лишь чтобы увидеть трейлер «Призрачной угрозы». После его появления в сети, сайт, где он размещался, не выдержал наплыва посетителей, но миллионы поклонников все равно смогли скачать и обсудить его. Таким образом, трейлеры стали важным интернет-событием в мире кино.
Фильм «Ведьма из Блэр» произвел революцию в киноиндустрии, доказав, что блокбастер можно снять с минимальными затратами и без серьезной студийной поддержки. Это произведение стало символом демократизации кино.
В «Властелине колец» Голлум впервые показал себя как полноценный персонаж, о чем свидетельствует выдающаяся работа Энди Серкиса, применившего метод захвата движений для создания этого образа. Его вклад в развитие кино неоценим, и многие надеются на его признание в виде «Оскара».
Кроме того, «Сорокалетний девственник» не только прославил Стива Кэрелла, но и стал важной вехой для сценариста и режиссера Джадда Апатоу, обеспечивших его успех.
Режиссер Адам Апатоу возродил интерес к «взрослым» комедиям в Голливуде, предлагая фильмы, рассчитанные на взрослую аудиторию, а не на молодежь. Его работы, отличающиеся и трогательностью, и откровенностью, стали важной частью современной комедии.
В то же время, Джеймс Кэмерон с «Аватаром» смог удивить всех: несмотря на пессимистичные прогнозы, фильм стал самым кассовым в истории, качественно проработав фантастический мир, усовершенствовав компьютерные эффекты и использовав 3D технологии. Однако этот успех не повторился, и интерес к объемному кино стал угасать.
Кристофер Нолан также был под вопросом, когда его фильм без Бэтмена, «Начало», собрал 800 миллионов долларов, подтвердив его статус важного режиссера. Теперь Нолан работает над «Интерстеллар», надеясь повторить прошлый успех.