Ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения в России, несмотря на высокую аварийность на дорогах, вызывает много вопросов. Сергей Тен, первый зампредседателя комитета Госдумы, комментирует эту ситуацию в интервью URA.RU. Он подчеркивает, что новые меры, такие как увеличение штрафов за серьезные нарушения, являются ответом на запрос граждан и направлены на снижение числа аварий и смертей.
Штрафы, увеличенные в полтора раза за нарушение, которое может привести к серьезным последствиям — от вождения в нетрезвом виде до непристегнутых ремней безопасности — стали частью нового подхода к безопасности на дорогах.

Несмотря на это, Тен отмечает, что основная проблема заключена не только в штрафах, но и в состоянии дорожной инфраструктуры. Он говорит о том, что безопасность дорожного движения на 90% зависит от качества дорог. В связи с этим возникает вопрос о том, почему доля качественных дорог не может превышать 85%.
В интервью он также рассказывает о том, как партия «Единая Россия» планирует работать над улучшением ситуации до выборов в Госдуму, ожидая показать реальные результаты в 2025 году.
Таким образом, планируется внедрение эффективных мер по снижению аварийности, сочетая ужесточение штрафов и улучшение инфраструктуры. Важно продолжать работу, чтобы обеспечить безопасность на дорогах и снизить количество жертв.
Успешные проекты, такие как «Безопасные дороги», призваны к этому, принимая во внимание мнение населения и актуальные проблемы, которые необходимо решать.
С 1 января 2025 года вступают в силу новые правила, которые направлены на сокращение правонарушений на дороге. Ужесточение ответственности является важным шагом в направлении повышения безопасности. Это не должно восприниматься как непопулярная мера, ведь лишние лазейки в законах только усугубляют проблему.
Одним из эффективных методов контроля нарушений станет установка камер, что, как показывают опросы, положительно влияет на дисциплину водителей.
Важно отметить, что снижение травматизма на дорогах зависит не только от законодательства, но и от оперативной работы служб экстренной помощи, таких как скорая и полиция. Они должны реагировать быстро, особенно в «золотой час», когда жизнь пострадавшего находится под угрозой.
Основная цель — уменьшить смертность в ДТП на 50% к 2030 году. Однако полное исключение аварий невозможно: факторы, такие как барьерное ограждение, разделение потоков и освещение, играют важную роль, но около 90% безопасности зависит от поведения водителей.
Парадокс заключается в том, что на ровных, качественных дорогах водители чаще превышают скорость, увеличивая риск ДТП. Работы по изменению законодательства в области образования также имеют значение, так как необходимо углубить подготовку специалистов в дорожной и транспортной отраслях.
В числе планируемых законопроектов — введение контроля за грузовиками, которые часто перевозят превышающие нормы грузы, наносящие урон дорожному покрытию.
В целях улучшения качества дорожного строительства и увеличения сроков между ремонтами до 12 лет, рассматриваются новые материалы и технологии.
В рамках партийного проекта «Безопасные дороги», который стартовал в ноябре 2024 года, была инициирована программа «Дом-школа-дом». Эта программа направлена на улучшение безопасности в окрестностях образовательных учреждений, что должно привести к снижению числа аварий вблизи школ, детских садов и спортивных секций.
На данный момент уже было зафиксировано свыше 750 тысяч обращений от граждан, которые свидетельствуют о низкой оценке безопасности в этих районах — более 20% опрошенных поставили оценку ниже четырех баллов из десяти. Люди сообщают о недостатке пешеходных переходов, освещения и парковок при наличии опасных перекрестков. Собранные данные будут переданы местным властям для дальнейшего анализа и принятия мер.
Совместно с региональными координаторами, педагогами и родительскими комитетами планируется активная работа по улучшению ситуации, и вполне реально за два года добиться снижения нарушений.
С момента запуска проекта в 2018 году он зарекомендовал себя как один из самых успешных в Российской Федерации. Его связь с нацпроектом «Безопасные качественные дороги» играет важную роль; на реализацию этого проекта инвестируются значительные средства из бюджетов разных уровней.
Граждане имеют возможность контролировать расходы и наблюдать за результатами — улучшение транспортной связи, скорость доставки грузов и, в конечном итоге, улучшение качества жизни населения.
В настоящее время партпроект активно интегрирован в национальные инициативы, такие как «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система», которые заменят нацпроект «Безопасные качественные дороги» в 2025 году.
Основная цель этих проектов заключается в повышении безопасности дорожного движения. Мы работаем над разработкой новых законов, информируем население и усиливаем контроль за соблюдением правил дорожного движения. В сотрудничестве с местными жителями мы собираем лучшие практики для повышения безопасности и распространяем этот опыт по другим регионам.
Одним из результатов нашей работы стала всероссийская инициатива «Дом-школа-дом», которая уже показала свою эффективность в Свердловской области и сейчас внедряется в других регионах.
Важно говорить о безопасности на дорогах не только с детьми, но и со взрослыми, так как последние зачастую не имеют достаточных знаний о правилах дорожного движения. Мы создаем видеоролики с рекомендациями по безопасному поведению на улицах и проводим уроки безопасности в школах.
Я сам и мои коллеги активно участвуем в этих мероприятиях, так как считаем, что партпроект приносит значительные преимущества благодаря структуре «Единой России», в которой региональные отделения зачастую возглавляют мэры и губернаторы. Это предоставляет мощный административный ресурс для обмена информацией и экспертизы.
Состояние федеральных трасс за последнее время заметно улучшилось, несмотря на то что они принимают наибольший грузопоток. За последние десять лет сеть федеральных дорог выросла на 28% и превышает 66 тысяч километров. Региональная и муниципальная сети составляют 502 тысяч километров.
За последние пять лет в регионах было построено и отремонтировано 88 тысяч километров дорожного покрытия, что свидетельствует о значительных инвестициях в дорожную инфраструктуру.
Развитие двух международных транспортных коридоров — «Восток—Запад» и «Север—Юг» — играет ключевую роль в транспортной инфраструктуре страны.
Эти коридоры проходят через множество регионов, соединяя разные части страны и обеспечивая эффективные маршруты.
В рамках этих проектов активно строятся и модернизируются федеральные трассы, такие как М-12 «Восток», М-7 «Волга» и М-11 «Нева».
За последние пять лет было построено и реконструировано 39 объездных дорог, что позволяет транзитным транспортным потокам обойти города, тем самым снижая уровень загазованности в городской среде и разгружая дороги.
С реализацией нацпроекта «Безопасные качественные дороги» произошли значительные изменения в подходах к строительству бережным образом.
В стране протяженность дорог превышает 1,6 миллиона километров, и для эффективного их ремонта выделяются средства на опорную дорожную сеть, общая длина которой составляет 140 тысяч километров.
Из них 66 тысяч — федеральные и 74 тысячи — региональные дороги с интенсивным движением.
Информационные базы позволяют отслеживать использование бюджетных средств.
Система «Эталон» контролирует выполнение национального проекта, а также осуществляет контроль за расходованием дорожных фондов, что дает возможность отследить выделение средств, проведенные работы и их результаты.
Новый этап развития начинается с нацпроектов «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система», которые продолжают реализовывать ранее поставленные задачи, уточняя стратегические ориентиры.
В рамках проекта предусмотрено усовершенствование 2160 опорных населенных пунктов с целью увеличить уровень «нормативности» дорог с 70% до 85%.
Этот показатель важен, так как исследования показывают, что 15% дорог могут потребовать ремонта, что автоматически исключает их из числа нормативных.
В будущем планируется поэтапное увеличение пропускной способности дорог с учетом роста интенсивности движения.
Для повышения безопасности и комфорта на дорогах будут строиться четырех- и шести-полосные трассы.
В связи с изменением грузовых и туристических потоков, которые перенаправились с запада на восток и юг, в новой пятилетке будет акцент на строительстве маршрута «Россия», который соединит Санкт-Петербург и Москву с Владивостоком, открывая прямой доступ к дальневосточным портам.