За последние два года экономика России прошла тест на прочность, выявив свои слабые и сильные стороны. Разрывы в производственных цепочках из-за санкций и оттока иностранных компаний с российского рынка создали угрозу технологическому развитию страны. Прежняя модель производства, основанная на международном сотрудничестве и импортных технологиях, перестала быть надежной.
В постановлении президента России перед Федеральным Собранием был заявлен курс на технологический суверенитет, который отражен в Концепции технологического развития до 2030 года и Стратегии научно-технологического развития страны. Основной целью является создание экономики, минимально зависящей от внешних политических факторов. Хотя производство всего в стране невозможно и неэффективно с экономической точки зрения, но важно создать полную цепочку производства критически важной продукции, от которой зависит общая стабильность.
Даже в условиях рыночной экономики такие задачи традиционно решает государство, предоставляя субсидии и гранты для стимулирования национального производства ключевых товаров. Основные цели концепции технологического развития - обеспечение национального контроля над реализацией стратегических и критически важных технологий, увеличение инновационной активности компаний и представление на рынке отечественных высокотехнологичных товаров и услуг.
В рамках концепции определены 10 ключевых технологий: искусственный интеллект, технологии анализа больших данных, нейротехнологии и другие. Среди них есть технологии, обладающие потенциалом для обеспечения технологического суверенитета страны в будущем, такие как искусственный интеллект и квантовые вычисления.
В настоящее время существуют критически важные для экономики отрасли, такие как отечественное индустриальное и общесистемное ПО. Правительство России в рамках частно-государственного партнерства разработало пакет мегапроектов в ключевых сферах. Среди них - «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Станкостроение и робототехника», «Новые материалы и химия», «Развитие беспилотной авиации», «Микроэлектроника», «Гражданская авиация», «Развитие космической отрасли», «Производство судов и судового оборудования», «Атом и новые энергетические технологии» и другие.
Основная цель - восстановление пропущенных звеньев в цепочке производства и создание полного цикла от сырья до готовой продукции. Для других проектов в области технологического суверенитета запущены специальные кредитные программы с участием «ВЭБ.РФ» и Фонда развития промышленности (ФРП). «ВЭБ.РФ» осуществляет программы, такие как «Фабрика проектного инвестирования», где банк может действовать в качестве поручителя, участвовать в уставном капитале и обеспечивать финансовую и гарантийную поддержку экспорта. ФРП увеличил объем финансирования проектов почти вдвое за последние два года и предоставляет поддержку через Кластерные инвестиционные платформы (КИП) и Специальные инвестиционные контракты (СПИК).
Планируется, что к 2024 году объем поддержки составит более 120 миллиардов рублей. Опыт показывает, что высокий уровень технологической независимости удалось сохранить лишь в наивысшей степени закрытых отраслях российской экономики, таких как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), хотя и здесь есть вызовы и сложности.
В результате принятых крайне необходимых и срочных мероприятий, мобилизации и перестройки производства в период 2022-2023 годов в России удалось значительно увеличить производство основных вооружений и боеприпасов. Этому способствовали расширение и модернизация производственных мощностей, а также повышение эффективности труда.
На многих предприятиях были запущены новые цеха, линии производства, участки, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, привлечено дополнительное количество рабочей силы.
Важно отметить, что развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) включает в себя не только создание новых вооружений, но и поддержание развития смежных промышленных отраслей: радио- и микроэлектроники, станкостроения, металлургии, авиа- и судостроения, производства новых композитных материалов и других.
Заказы от ОПК стимулируют развитие многих сфер промышленности, способствуют созданию продукции двойного назначения и способствуют модернизации технологического уровня экономики.
Примером может служить производство беспилотных летательных аппаратов, которые находят применение в различных областях гражданской сферы. Производство этих аппаратов обеспечивается функционированием цепочки отраслей, поставляющих запчасти и комплектующие.
Для развития новых направлений экономики, в условиях снижения импортных поставок необходимых компонентов для дронов, начиная с 2024 года был запущен новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы».
Инновации, зарождающиеся в отдельных отраслях, активно внедряются в производство, способствуя качественным изменениям в экономике.
С развитием промышленности критически важно инвестировать в развитие транспортно-логистических цепочек для обеспечения оперативной доставки комплектующих и готовой продукции. Для этого требуется совершенствование сектора энергетики, надежные запасы топлива и технологически совершенная логистика.
Развитие отраслей производства высокотехнологичных изделий основанное на собственных линиях разработки является возможным только при взаимодействии финансовых институтов и предприятий, обладающих технологиями, мощностями и компетенциями.
Основу промышленных инноваций составляют исследования и разработки. В результате введения санкций федеральный бюджет увеличил расходы на проведение исследований в 2023 году на 23 процента. Выбор направлений научно-исследовательских работ определяет, какие отрасли первыми будут вовлечены в процесс развития.
Прикладные научные исследования способствуют внедрению инноваций, в то время как фундаментальная наука создает необходимую базу знаний. Благодаря фундаментальным исследованиям, проведенным в различных областях, Россия стала первой страной, разработавшей и зарегистрировавшей вакцину от COVID-19.
Увеличение доли расходов федерального бюджета на научно-исследовательские работы к 2026 году на 14 п.п. по сравнению с 2024 годом подтверждает важность фокуса на фундаментальные исследования в России.
Инновации невозможны без значительных инвестиций. Анализ структуры инвестиций в основной капитал российских компаний показывает, что до 80 процентов инвестиций представлены их собственными ресурсами. По оценкам Международного валютного фонда и Банка России, значительная часть иностранных инвестиций в российскую экономику была фиктивной: от 23 до 70 процентов всех «иностранных» инвестиций оборачивались через схемы раунд-трипинга (вывод средств за рубеж и их обратное возвращение под видом иностранных вложений).
Таким образом, значительная часть экономического роста ранее обеспечивалась за счет сохранения добавленной стоимости внутри страны и внутренних инвестиций. Одним из ключевых ресурсов для технологического развития являются кадры.
В сентябре 2021 года правительство РФ утвердило новый перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России. В этот список вошли такие специальности, как «эксплуатация беспилотных авиационных систем», «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов», «промышленная экология и биотехнологии», «мехатроника и мобильная робототехника», «аддитивные технологии», «фотоника», «приборостроение», «оптические и биотехнические системы и технологии».
Исторически промышленный сектор экономики характеризовался низкой рентабельностью и длительными сроками окупаемости. Высокие капитальные затраты на оборудование и инфраструктуру, вместе с длительным циклом производства, становятся факторами, из-за которых предприниматели отказываются от инвестирования в промышленный сектор, отдавая предпочтение более маржинальным отраслям, вроде IT.
Другой причиной, ограничивающей рост в этой сфере, является отсутствие уверенности у потенциальных инвесторов в завтрашнем дне. Например, в случае неожиданного возвращения вендоров иностранного промышленного программного обеспечения, успешность реализации отечественных решений может оказаться под угрозой.
Успех инвестиционных программ будет прямо зависеть от способности обеспечить стабильность экономического курса на длительной перспективе, особенно по критически важным направлениям.