Состояние автомобильной промышленности в России: вызовы и перспективы

Мар 15, 2024 / 07:50

Автомобильная промышленность в России находится в процессе адаптации к новым условиям, и хотя положение отрасли постепенно улучшается, остаются определенные риски, на что указывает доклад Центробанка «Региональная экономика».

В последние месяцы объем производства автомобилей частично восстановился, а продажи в начале текущего года вернулись к уровню конца прошлого. Рост цен на автомобили в России связан с зависимостью от импортных комплектующих, что является одной из основных проблем отрасли.

Состояние автомобильной промышленности в России: вызовы и перспективы

Высокие цены на автомобили стали серьезным препятствием для развития, так как обусловлены, в том числе, и увеличением утилизационного сбора, указывает доклад.

На фоне этих проблем остаются трудности с комплектующими, в частности, в сфере логистики поставок и сертификации.

По мнению экспертов, в 2023 году произошли существенные изменения в структуре рынка автомобилей, с увеличением доли импорта. В сегменте легковых автомобилей существенно возросло присутствие китайских партнеров, включая импорт готовых автомобилей, комплектующих и организацию сборки на территории России.

Перезапуск автозаводов, остановленных в 2022 году, все еще не завершен, и требуется время до 2027 года. На восстановление производства значительно повлиял выпуск автомобилей российских марок, который уже превысил уровень 2021 года.

Будущий рост производства также связан с развитием отечественных брендов и увеличением контрактной сборки брендов из других стран на территории России.

Однако на фоне перспектив развития промышленности продолжают существовать риски вторичных санкций против партнеров из некоторых стран.

Примером такого риска может служить запуск новой модели X-Cross 5 под «Петербургом», считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Полноценное производство так и не стартовало из-за опасений китайских партнеров перед санкциями, отмечает Шапарин.

«Новые российские автомобильные бренды, активно сотрудничающие с зарубежными партнерами, очень зависят от импорта комплектующих и машинокомплектов. Эта зависимость остается значительной», - говорит независимый консультант по автомобильной промышленности Сергей Бургазлиев.

Схожая ситуация с электронными компонентами, в первую очередь, ожидает традиционные отечественные автомобильные бренды. В результате производителям приходится отказываться от определенных опций и функций в своих моделях.

Как было отмечено в публикации «Деловой Петербург», власти города планируют к 2024 году восстановить автомобильную промышленность. Предполагается открытие новых производств на территории бывших заводов мировых автомобильных гигантов, сообщил губернатор Александр Беглов на заседании промышленного совета города. Перед этим заседанием «Автозавод Санкт-Петербург» (бывший завод Nissan) представил Смольному первую модель бренда XCITE, а автозавод АГР (ранее принадлежал Hyundai) начал поставку автомобилей бренда Solaris.

По материалам: www.dp.ru