Снижение скорости поездов РЖД в 2024 году из-за избытка вагонов

Янв 31, 2025 / 03:50

В 2024 году средняя скорость движения поездов на сети РЖД снизилась на 2 км/ч, составив 35,7 км/ч по сравнению с 37,6 км/ч в 2023-м.

Одной из основных причин этого является наличие более 400 тысяч неиспользуемых грузовых вагонов, что составляет около трети всего парка РЖД. Из текущих 1,38 миллиона вагонов для грузоперевозок требуется лишь 970 тысяч.

Снижение скорости поездов РЖД в 2024 году из-за избытка вагонов

Заместитель генерального директора РЖД Михаил Глазков отметил, что данная проблема негативно сказывается на транспортировке грузов, особенно на Восточном полигоне, который играет ключевую роль в логистике между Россией и Китаем.

На данный момент на путях общего пользования находится рекордное количество вагонов, что является следствием постоянного увеличения парка, превышающего потребности в перевозках, что ранее не наблюдалось ни в советский период, ни в современной РЖД.

По статистике, 56% избыточных вагонов — это полувагоны, преимущественно предназначенные для перевозки насыпных грузов, таких как уголь и руда.

Поскольку ни один участок РЖД не предусмотрен для хранения лишних вагонов, это приводит к образованию заторов на путях, что сильно затрудняет транспортные операции и усугубляет проблемы с пропускной способностью.

Проект высокоскоростной магистрали Москва – Петербург имеет потенциал значительно улучшить транспортную инфраструктуру и жизнь более 30 миллионов россиян.

Исследования показывают, что на путях общего пользования находится около 50 тысяч неиспользуемых вагонов, что негативно сказывается на участковой скорости перевозок.

Михаил Глазков отмечает, что в октябре 2024 года на российских железных дорогах одновременно следовало порядка 400 пустых поездов, что подтверждает проблему с перегрузом пустых вагонов.

Участковая скорость движения поездов на сети РЖД снизилась до 35,7 км/ч, что эквивалентно показателям 1992 года.

Это создает дополнительные нагрузки на грузовладельцев и саму компанию РЖД.

Дополнительные сложности связаны с недостатком локомотивов и бригад на фоне ремонтных работ.

Увеличение парка новых вагонов, превышающее количество списываемых, составляет более 50 тысяч в год, что приводит к росту подвижного состава.

По мнению источника, проблемная ситуация с избыточным количеством вагонов была предсказуема и связана с государственной политикой по развитию маршрутов для экспортеров.

Операторы инвестировали средства в покупку вагонов, но не все смогли удовлетворить потребности в перевозках.

Участники рынка выражают обеспокоенность о снижении спроса на новый парк вагонов после изменения логистических маршрутов с западных на восточные направления.

Эксперт Александр Котов из NEFT Research подчеркивает, что основная причина трудностей с грузовыми перевозками по сети РЖД в 2024 году заключается в нехватке локомотивов и бригад.

Если проблему с избыточным парком вагонов удастся решить к концу I квартала 2025 года, возможно увеличение объемов грузоперевозок, особенно в связи с ростом экспорта.

В данный момент РЖД требует от операторов и владельцев удалить неиспользуемые вагоны в места приписки.

На сегодня имеется избыток некоторых типов подвижного состава, таких как полувагоны и нефтебензиновые цистерны, в то время как наблюдается нехватка специализированных вагонов, включая минераловозы и зерновозы.

Михаил Глазков предлагает сосредоточить усилия вагоностроительных заводов на производстве востребованного подвижного состава для поддержки промышленности и увеличения объемов грузов.

По материалам: iz.ru