Развитие автомобильного туризма до 2035 года в России

Май 3, 2024 / 20:19

Представленная концепция развития автомобильного туризма до 2035 года, утвержденная Правительством Российской Федерации накануне майских праздников, представляет современный придорожный сервис как ключевой элемент. Президент России, Владимир Путин, поручил разработать данную концепцию год назад, и после серии совещаний с членами правительства 2 мая 2023 года, был разработан этот высокоуровневый документ.

Развитие автомобильного туризма до 2035 года в России

Концепция согласована с Стратегией развития туризма Российской Федерации до 2035 года, а также национальными целями, проектами «Туризм и индустрия гостеприимства», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и транспортной стратегией.

Реализация данной концепции разделена на два этапа. Первый этап, с 2024 по 2025 год, будет посвящен разработке программы развития автомобильного туризма с планом мероприятий и целевыми показателями, а также созданию интерактивной карты с автомобильными маршрутами. Планируется включение пилотного маршрута «Санкт-Петербург—Владивосток», а также указание на карте объектов туристической инфраструктуры и дорожного сервиса.

Реализация мероприятий запланирована на втором этапе, с 2025 по 2035 год. Главным разработчиком концепции стало Министерство экономического развития России. В ходе подготовки документа в августе 2023 года состоялась стратегическая сессия по вопросам развития дорожной инфраструктуры в России с участием премьера Михаила Мишустина.

На этом мероприятии члены рабочей группы 'Логистика' сообщили, что 72% автотуристов сталкиваются с проблемами в пути, такими как нехватка АЗС, автосервисов, точек питания, мест размещения и площадок для отдыха, сказал генеральный директор корпорации 'Туризм' эксперту.

В Российской Федерации, по словам Сергея Суханова, менее 1% объектов дорожного сервиса способны предложить комплексные услуги для туристов. На дорогах, принадлежащих государственной компании «Автодор», уже создано 80 многофункциональных зон, соответствующих лучшим мировым практикам.

Однако на бесплатных дорогах, где происходит до 90% автомобильного движения, практически полное отсутствие многофункциональных комплексов. В сравнении с США, где их около 7 тысяч, Россия значительно отстает на этом плане.

Многофункциональная зона или МФЗ представляет собой участок земли, на котором располагается не менее двух объектов дорожного сервиса, таких как АЗС, автосервисы, рестораны, места для отдыха и др. В новой стратегии развития автотуризма высокий приоритет уделяется согласованию существующих и новых мер государственной поддержки данной отрасли.

Корпорация «Туризм.РФ» и «Автодор» уже в 2022 году подписали партнерское соглашение на развитие многофункциональных зон и строительство мотелей в рамках Петербургского международного экономического форума.

Однако работа с региональными властями и потенциальными инвесторами выявила ряд проблем. Почти все предлагаемые для проектов земельные участки имеют ограничения, что замедляет или даже делает невозможным строительство мотелей. Необходимо привлечение к магистральной инженерной инфраструктуре, которая в большинстве случаев отсутствует, что требует огромных финансовых затрат со стороны инвесторов.

Также не существует гарантий вложения капитала в проекты данного типа.

При необходимости расширения дороги в пределах земельного участка, на котором находится объект, возникает вопрос о судьбе самого объекта. Приходится принимать решение: сносить его полностью или переносить. Однако стоит учитывать, что перенос небольшого магазина и мотеля — разные задачи.

При этом основным критерием при принятии такого решения является экономическая составляющая проекта. Строительство мотеля на 30–40 номеров обходится примерно в 200–300 миллионов рублей. Срок окупаемости такого проекта без государственной поддержки составляет от 10 до 15 лет, а внутренняя норма прибыли остается на уровне не более 11%.

Однако при наличии государственной поддержки в виде льготного кредита и компенсации затрат на подведение инфраструктуры финансовая модель проекта становится значительно более привлекательной: срок окупаемости сокращается до 6 лет, а внутренняя норма прибыли увеличивается до 20%.

Важно отметить, что существующие меры поддержки, например, в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», ориентированы в основном на объекты размещения от 120 номеров и выше, оставляя за бортом небольшие гостиницы с 50 номерами и менее.

При осуществлении развития придорожного сервиса в рамках инициативы Туризм.РФ планируется сосредоточиться на трех ключевых направлениях, направленных на создание новых средств размещения для автотуристов. В портфеле Туризм.РФ уже есть комплексные проекты, которые расположены в зоне тяготения, а не непосредственно у дороги.

Например, в Рамонском районе Воронежской области, в деревне Ямань, всего в 3 километрах от федеральной трассы М4, начато строительство туристического комплекса «ЯМАНЬ SPA Resort» на 400 номеров. Комплекс будет включать спа-центр, бассейн, культурно-развлекательную инфраструктуру и парковки на 477 мест.

В пределах радиуса до 30 км находятся такие объекты как музей «Дворец Ольденбургских», природный геологический памятник «Урочище Кривоборье», парк отдыха «Сити-парк „Град“» с океанариумом и аттракционами.

Планируется открытие гостиницы уже в 2025 году. Для крупных гостиниц легче получить кредиты, но на такие проекты требуются значительные инвестиции.

Более того, чем больше отель, тем выше соотношение нежилой площади к номерному фонду, который приносит основной доход. Нередко такое соотношение может достигать 3,4.

Создателям новой сети мотелей «ЗАhotel» удалось снизить этот показатель до 1,67, что означает, что площадь нежилых помещений превышает площадь номеров немногим более чем в полтора раза. «Мы долго работали над планировкой и сделали все, чтобы проект стал экономичным», — рассказал «Эксперту» Александр Егай, исполнительный директор группы «ТриА Девелопмент», развивающей сеть «ЗАhotel».

Во всех мотелях по 49 номеров. При количестве номеров меньше 50 гостиница считается малым средством размещения, для которого не требуются дополнительные общественные пространства.

Все обеспечение питанием организовано круглосуточно, но кухни нет: это не только лишняя площадь, но и около 80% всех трудозатрат для гостиницы. Используются замороженные продукты от ведущих российских поставщиков: LFB, «Мистер Еда — Mr. Food» и «Продукты питания». Меню везде одинаковое.

Да, такая еда может быть не так вкусной и изысканной, как приготовленная с нуля, но готовить с нуля на месте — дело рискованное, а с качественными замороженными продуктами практически невозможно отравиться. Не забывайте, что в большинстве сетевых городских кафе примерно 80% продуктов также замороженные.

В проекте гостиницы «ЗАhotel» существует ряд особенностей. Окна в номерах не открываются, чтобы избежать возможных проблем с курением и его последствиями. Вместе с тем, в проекте предусмотрена специальная система вентиляции, настроенная на работу при закрытых окнах. Несмотря на это, окна в номерах остаются большими – от пола до потолка, а площадь стандартного номера составляет 17,5 квадратных метров.

Например, в сравнении с так называемым Ibis budget в городских гостиницах, у которого площадь всего 12 квадратных метров, гостиница «ЗАhotel» предлагает более комфортные условия. Однако, главная задача проекта – создать удобные условия городского отеля на дороге, обеспечивая гостям здоровый сон и безопасное размещение автомобилей.

Для достижения этих целей с самого начала разработки проекта разрабатывался стандарт. Первоочередной задачей была ценовая политика. Гостиница «ЗАhotel» работает под девизом «ночевка по цене заправки» и предлагает номера по цене порядка 4 тысяч рублей. Кроме того, присутствует единый и понятный сервис для клиентов.

Клиент должен быть уверен, что в его номере всегда есть тапочки, фен, зубная щетка, рожок и щетка для обуви, а также запасной комплект постельного белья. Основной целью стандартизации является не только обеспечение единого качества обслуживания, но и планы будущего развития через франшизу. Александр Егай отмечает, что у гостиницы «ЗАhotel» есть планы построить 200 отелей, но физически их невозможно построить без использования франшизы.

В сети гостиниц «ЗАhotel» на данный момент есть 3 полностью построенных отеля, еще 7 находятся на стадии строительства, включая отели на трассах М-12, М-11 и М-7.

Планы на будущий год у компании включают открытие сразу 12 отелей. Сроки строительства и ввода в эксплуатацию составляют 6-8 месяцев, что значительно сокращает инвестиционный цикл. Средние вложения на один номер составляют около 4 миллионов рублей, в общей сложности около 220 миллионов на объект, что примерно вдвое меньше, чем стоимость городских гостиниц.

Компания активно сотрудничает с «Автодором», «Росавтодором», и Корпорацией Туризм.РФ. Для всех сторон важно, чтобы развитие автомобильного туризма приобрело системный характер, был создан дорожный каркас для национальных и межрегиональных туристических маршрутов от Санкт-Петербурга до Владивостока, с обеспечением качественной сервисной инфраструктуры и устранением различных нормативных ограничений.

Согласно исследованиям компании «ТриА Девелопмент», 67% автомобилистов предпочли бы ночевать в гостиницах, поскольку путешествуют на расстояние более 1000 км. Примерно 35% опрошенных не хотели бы заезжать в города из-за потери времени и необходимости сбрасывать скорость при въезде, так как освещенность резко меняется, что при усталости значительно увеличивает риск аварии. Этот риск увеличивается также из-за самой усталости водителя. Согласно рекомендациям, отдыхать необходимо каждые два часа, а гостиницы должны располагаться на расстоянии 300-400 км друг от друга.

Однако, согласно словам Александра Егая, развитие автомобильного туризма не ограничивается просто комфортным достижением достопримечательностей. Это не только коммерческая история, но также социальная миссия. Если обратить взор на США с их 7 тысячами мотелей, можно вспомнить, что мотели начали строиться активно во времена Великой депрессии и спасли многих. В поисках работы людям приходилось часто переезжать с места на место, а за ними следовали коммивояжеры. Именно тогда популярная трасса 66 стала основной улицей Америки и получила почтенное название Mother Road — Мать-дорога. Поэтому сегодня речь идет не только об отдыхе на новом уровне комфорта, но и о повышении России на новый уровень социальной и трудовой мобильности.

По материалам: expert.ru