Китайские власти планируют поддерживать стабильность курса юаня на «разумном и сбалансированном уровне» в течение 2024 года. Об этом заявил глава Народного банка Китая Пань Гуншэн, обращая внимание на изменяющуюся ситуацию на международном валютном рынке и ослабление позиций доллара США.
Пань Гуншэн отметил, что все больше хозяйствующих субъектов используют инструменты, защищенные от валютных рисков, и предпочитают юань для трансграничных расчетов. По его словам, на февраль текущего года до 30% всех расчетов во внешней торговле Китая осуществлялось в юанях, что способствует укреплению устойчивости обменного курса китайской валюты.
С учетом внешних ограничений, введенных в России и касающихся недружественных стран, юань стал все более популярной твердой валютой для граждан РФ. Решения властей Китая полностью определяют перспективы китайской экономики и, следовательно, курса юаня.
Неделя в Пекине стартовала вторая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва. Заседания высшего законодательного органа Китая привлекли внимание главных мировых СМИ, которые считают эту сессию одним из ключевых политических событий в Китае.
Западные эксперты отмечают, что сессия проходит в момент, когда председатель Китая Си Цзиньпин пытается вернуть доверие к китайской экономике, сталкивающейся с кризисом в сфере недвижимости, снижением внутреннего спроса и вызванными геополитическими противоречиями с США.
В ходе открытия сессии Всекитайского народного съезда народных представителей премьер-министр Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Цзян не стал обходить стороной проблемы, с которыми сталкивается вторая крупнейшая экономика мира. «Нам необходима политическая поддержка и совместные усилия на всех фронтах», - заявил он, обращаясь к делегатам, собравшимся в Доме народных собраний в Пекине.
Несмотря на внутренние вызовы и ухудшающуюся глобальную обстановку, китайские власти ставят перед собой задачу обеспечить 5% рост национальной экономики к 2024 году. Целевой показатель в 5% китайские законодатели и экономисты считают разумным, целесообразным и прагматичным. Подчеркивается, что это должно послужить мощным сигналом о том, что вторая крупнейшая экономика мира в этом году сохранит уверенную динамику восстановления, несмотря на возрастающие препятствия.
Следует отметить, что заявленная китайскими властями цель для своей страны выше, чем ожидания Международного валютного фонда относительно темпов роста глобальной экономики, которые составляют 3,1%. В докладе МВФ «Перспективы развития мировой экономики», опубликованном в январе, прогнозировался рост ВВП Китая к 2024 году на 4,6%.
«Как всегда, цель КНР по росту ВВП привлекла широкое внимание внутри страны и за рубежом», - отмечает официальное китайское англоязычное издание Global Times, объясняя это «прямым отражением ключевого положения Китая», показатели развития которого имеют важное значение для прогнозирования и анализа тенденций в мировой экономике.
Китай активно работает над решением внутренних проблем и укреплением экономической базы страны для обеспечения стабильного и устойчивого роста. Важно поддерживать развитие инфраструктуры, инноваций, экологической устойчивости и социальной сферы, чтобы справиться с вызовами современного мира и обеспечить устойчивое развитие национальной экономики.
Планы Китая по достижению указанных целей являются масштабными и стратегически важными, что отражает серьезное стремление страны к укреплению своего места на мировой арене экономики. Объединение усилий внутри страны и с международными партнерами позволит китайской экономике продолжать демонстрировать стабильный и устойчивый рост, обеспечивая благосостояние для своих граждан и привлекательные возможности для инвесторов по всему миру.
Представьте себе мировой экономический пейзаж без этого 5% роста ВВП Китая - это было бы намного более мрачным, чем столкнуться со значительными рисками рецессии, - пишет GT.
В то же время издание отмечает, что некоторые западные СМИ пытаются недооценить значение китайской экономики, а некоторые страны даже проводят политику «отделения» от Китая.
Если обратиться к обзору сессии ВСНП, который публикует Reuters, подчеркивается, что «мало кто ожидал, что действующий парламент Китая высвободит такой большой денежный поток, чтобы немедленно поддержать рынки и поднять настроение инвесторов».
По мнению агентства, власти КНР пока не могут предложить политику, способную улучшить ситуацию. Аналитики, опрошенные Bloomberg, в свою очередь прогнозируют, что в этом году китайская экономика, скорее всего, вырастет на 4,6%, не достигнув цели в 5%, провозглашенной в Пекине.
В числе причин этого называется, в частности, самый длительный период дефляции с конца 1990-х годов, который переживает Китай. «Поскольку цены все еще падают, достичь сильного роста будет сложно», - говорится в публикации агентства.
В качестве «своевременного опровержения западным прогнозам, которые в последнее время усилили попытки принизить китайскую экономику», Global Times в редакционной статье подчеркивают, что рост ВВП на 5% в этом году позволит КНР остаться одной из наиболее быстро растущих крупных экономик мира, «что укрепит глобальные ожидания относительно того, что Китай будет продолжать служить одновременно стабилизатором и мотором для мира».
Отдельной темой стало обсуждение планов правительства КНР увеличить расходы на оборону на 7,2% до 1,6 триллиона юаней (примерно $231 миллиард). В частности, пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер заявил, что Соединенные Штаты хотели бы получить больше информации о военных расходах Пекина.
По его словам, Вашингтон продолжают призывать Пекин к более прозрачным действиям, которые он предпринимает не только в регионах Индийского и Тихого океанов, но и во всем мире.