Министерство финансов Российской Федерации разработало новый законопроект, который предполагает полный перенос маркировки на импортный алкоголь, планируемый на 1 марта 2026 года. Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, поделился с «Парламентской газетой» мнением о том, как эти изменения могут повлиять на цены и доступность зарубежного алкоголя на российском рынке.
Эксперт утверждает, что ожидать снижения цен на импортный алкоголь не следует, поскольку такая продукция не может становиться дешевле. Дробиз объясняет, что в России реализуется политика, направленная на поддержку местных производителей, и одним из её аспектов является создание условий для высокой стоимости зарубежных алкогольных напитков, особенно из стран, которые не являются дружественными. Именно оттуда поступает основная доля импортного алкоголя, который можно увидеть на полках магазинов.
Дробиз также отметил, что население адаптируется к повышению цен на импортные товары максимум за один год. В качестве примера он привел значительное увеличение таможенных пошлин на вина из недружественных стран, которое произошло с 1 августа 2023 года. Цены на винную продукцию действительно возросли, однако это не привело к отказу среднего класса от иностранных вин. Предпочтение между российскими и импортными напитками и далее будет зависеть от факторов статуса и имиджа, полагает Дробиз. Он подчеркивает, что для среднего класса переход на российское вино будет выглядеть как определенное поражение в статусе, и поэтому даже при повышении цен на импортный алкоголь, потребление не снизится.
Также, по словам эксперта, если на сегодняшний день западные страны не накладывают серьезные ограничения на поставки своего алкоголя в Россию, маловероятно, что такая ситуация изменится в 2026 году. Вадим Дробиз настаивает на том, что российский рынок продолжит получать импортные алкогольные напитки, потенциального дефицита не предвидится, что также может обусловливать стабильность цен. Очевидно, что любое законодательное изменение, связанное с маркировкой, в первую очередь влияет на местные условия, нежели на международную торговлю.
Исходя из предоставленной информации, можно заключить, что еда и вино остаются важными аспектами жизненных стандартов среднего класса в России. Несмотря на реализацию новых правил и потенциальные изменения в ценах, скорее всего, потребители продолжат покупку импортных алкогольных напитков, так как это создает определенные социальные статусы и имидж в определенных кругах. В этом контексте изменения в регулировании маркировки – это скорее шаг, который повлияет на внутренние логистические процессы, чем на реальную доступность или стоимость импортного алкоголя для конечного потребителя.