27 января в России и Белоруссии началась работа системы контроля автомобильных грузоперевозок с помощью навигационных пломб. Она охватывает такие товары, как алкоголь, табак, одежда, обувь и электроника.
Расширение системы контроля было анонсировано Минтрансом РФ и ООО «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП), который с 2020 года является сертифицированным национальным оператором пломбирования.
Изначально система предназначалась для отслеживания перемещения санкционных товаров из стран с действующими ограничениями против России. Теперь же она направлена на борьбу с незаконным импортом и оборотом алкоголя, табака и товаров легкой промышленности, а также с экспортом табачной продукции из Союзного государства.
Эти меры регулируются декретом Высшего госсовета и постановлением Совета министров Союзного государства. Все организации, занимающиеся перевозками указанных товаров, обязаны использовать навигационные пломбы, что позволит улучшить контроль за перемещением высокорисковых и налогоемких товаров и минимизировать риски контрабанды.
Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов считает, что навигационные пломбы повысят прозрачность и безопасность грузовых перевозок, создавая честные условия для всех участников рынка и снижая уровень контрабанды.
С 2020 года в России успешно используется эта система, благодаря которой было осуществлено свыше 66 тысяч перевозок. В Минтрансе отметили успешные пилотные проекты, включая совместные эксперименты с Республикой Беларусь по использованию пломб при транспортировке лесоматериалов, а также трехсторонний проект с Казахстаном и Кыргызстаном, подтвердивший свою эффективность.
Баканов подчеркнул, что внедрение навигационных пломб действительно приносит реальные результаты в борьбе с контрабандой и повышает безопасность перевозок.
Чтобы начать пользоваться этой системой, автомобильному перевозчику нужно предварительно зарегистрироваться в системе ЦРЦП и оплатить услуги оператора через личный кабинет, указав данные о грузоперевозке. При пересечении границы необходимо наложить и активировать навигационную пломбу. Она будет использоваться на протяжении всего маршрута до назначения.
Минтранс уверяет, что данное нововведение не повлияет на сроки поставок и не увеличит расходы для перевозчиков, так как затраты на пломбирование будут минимальны по сравнению с общими расходами на транспортировку высокорисковых и налогоемких товаров.
Применение навигационных пломб позволяет малым перевозчикам продолжать свою деятельность без зависимостей от крупных логистических компаний, что способствует созданию конкурентной среды на рынке.
Согласно данным ЕГРЮЛ, 100% долей ООО «ЦРЦП» принадлежит ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), оператора системы взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным дорогам «Платон».
РТИТС контролируется АО «РТ-Инвест» (50%) и его руководителем Андреем Шипеловым (19%), а также Антоном Замковым (31%).
В конце 2023 года доля Замкова в РТИТС возросла, когда Игорь Ротенберг продал ему 23,5% акций, что было частью стратегии выхода Ротенберга из актива.
Оборот ЦРЦП формируется на основе доходов от услуг по наложению и снятию электронных навигационных пломб, а также аренды для мониторинга перевозок.
В России стоимость наложения пломбы составляет 1,96 тыс. руб., снятия — 1,594 тыс. руб., а онлайн-отслеживания грузов — 4 тыс. руб. в сутки.
С момента своего основания в 2018 году ЦРЦП стабильно фиксирует чистый убыток, превышающий выручку.
Согласно отчетности, на конец 2023 года выручка составила 232,2 млн руб. (+5%), а чистый убыток составил 458,4 млн руб., что свидетельствует о снижении по сравнению с убытком в 544,2 млн руб. в 2022 году.
Данные за 2024 год пока не раскрыты.