НБА и европейская лига: путь к мировому доминированию

Мар 23, 2024 / 20:40

С начала 1990-х годов Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) периодически проводит матчи регулярного сезона за пределами Северной Америки. Одним из таких матчей была игра между командами «Кливленд Кавальерс» и «Бруклин Нетс» (которая состоялась 11 января 2024 года) в Париже, на которую собралось 15 887 зрителей.

11 марта стало известно о начале диалога между НБА и Международной федерацией баскетбола (ФИБА). Американское онлайн-издание Sportico также сообщило, что НБА уже заключила соглашение с инвестором - банком Raine Group. Одним из вариантов сотрудничества является создание самостоятельной европейской лиги НБА. При наличии должного финансирования и медийной поддержки, эта лига может изменить картину континентального баскетбола, где в настоящее время доминируют национальные чемпионаты и Евролига.

НБА и европейская лига: путь к мировому доминированию

Идея европейского проекта с участием американских команд не нова: еще осенью 2021 года о консультациях между НБА и ФИБА писала испанская газета Marca. Пока ни одна из сторон не подтвердила информацию о возможном соглашении. Однако, очевидно, что НБА стремится к укреплению своей позиции за пределами Северной Америки.

Лига давно пытается завоевать зарубежных болельщиков, активно работая в странах, таких как Китай и Африка. Одной из наиболее заметных активностей НБА за пределами США и Канады являются выставочные матчи. Команды проводят предсезонные игры на других континентах начиная с конца 1970-х годов: в 1988 году они даже играли в СССР, а в последние годы регулярно посещают Саудовскую Аравию.

С 1990 года клубы начали летать в другие страны для проведения матчей регулярного сезона. Изначально ключевой страной была Япония, позже это стали Мексика и Великобритания, а с 2020 года добавился Париж. Последняя выездная игра НБА состоялась в январе 2024 года в Париже на 16-тысячной «Аккор Арене» с участием «Кливленд Кавальерс» и «Бруклин Нетс».

Баскетболист Леброн Джеймс вошел в ряды соинвесторов главного мирового гольф-тура на $3 миллиарда, поддерживаемого звездой НБА и его деловыми партнерами.

Это стратегическое партнерство поможет ПГА в борьбе с конкурентами, включая LIV Golf.

Мероприятия НБА на международной арене имеют явную цель – привлечь новую аудиторию и увеличить свою глобальную популярность.

Один из таких проектов – кампания «Hoop Cities», запущенная несколько лет назад.

Это документальный сериал о баскетбольных городах в Европе, включая Париж, Белград, Стамбул, Салоники, Вильнюс и другие.

НБА активно продвигает свои арт-проекты по всему миру, обновляя спортивные площадки в различных регионах, таких как Южная и Центральная Америка.

Лига имеет развитую маркетинговую стратегию, направленную на увеличение объема трансляций и монетизацию контента.

Еще одна цель – развитие местных талантов в баскетболе, для чего НБА проводит кэмпы и программы поддержки юных игроков.

Зарубежное развитие лиги частично обусловлено насыщенностью американского рынка и необходимостью искать новые рынки и аудиторию.

В 2022 году НБА объявила о превышении доходов за сезон 2021/22 отметки в $10 миллиардов, что впервые в истории лиги.

Это число продолжило увеличиваться и достигло $10,58 миллиарда на следующий сезон.

Несмотря на впечатляющие показатели, НБА уступает по выручке Национальной футбольной лиге (НФЛ), объявившей об обороте в $18 миллиардов в 2022 году.

Преимущество НБА заключается в ее мировой популярности и глобальной аудитории.

Баскетбол является популярным видом спорта во многих странах мира, привлекая внимание не только американцев.

Однако доходы от европейского рынка для НБА остаются сравнительно невысокими, часто измеряясь сотнями миллионов долларов по данным Sportico.

В целом, стратегия НБА направлена на расширение географии воздействия и диверсификацию доходов, что позволит лиге укрепить свою позицию на мировой арене спорта.

Контракт тренера НБА Стива Керра на сумму $17,5 миллионов в год стал новым рекордом в лиге. Он будет продолжать свою работу в команде 'Голден Стейт' до 2026 года.

Баскетбольный агент Максим Шарифьянов высказывает мнение, что американская Национальная Баскетбольная Ассоциация - это не просто спорт, а скорее индустрия развлечений, аналогичная кино или музыке. Он отмечает, что расширение НБА в Европу подобно глобальной экспансии Голливуда. Согласно Шарифьянову, мотивация к расширению связана не только с финансовыми перспективами, но и спортивными целями, поскольку все большее количество иностранных игроков присоединяется к НБА, внося большой вклад в разнообразие на площадках.

Среди таких игроков можно выделить словенца Луку Дончича из 'Далласа', серба Николу Йокича из 'Денвера', грека с нигерийскими корнями Янниса Адетокумбо из 'Милуоки', француза Виктора Вембаньяма из 'Сан-Антонио' и других. Их выдающаяся игра является мощным стимулом для расширения в другие регионы.

Одним из ключевых направлений стало Африка. Стартовавшая в 2021 году Баскетбольная африканская лига и базирующаяся в Сенегале с 2017 года Академия НБА свидетельствуют о стремлении лиги развивать баскетбол в этом регионе. Хотя деятельность в Африке, по мнению Шарифьянова, может быть не так прибыльной в ближайшее время, она помогает лиге активно искать местные таланты для дальнейшего роста.

В отличие от Африки, сотрудничество НБА с Китаем выглядит иначе - здесь НБА активно продвигает свой продукт, так как баскетбол является одним из наиболее популярных видов спорта в стране. Лига сотрудничает с инвестиционным холдингом Tencent, владеющим популярными местными соцсетями, по контракту, который заключен до 2025 года.

Лига заработает 1,5 миллиарда долларов. В 2019 году сотрудничество было приостановлено из-за заявлений генерального менеджера команды «Хьюстон» Дэрила Мори, который высказал поддержку протестам в Гонконге, но пандемия помогла примирить стороны.

Сейчас НБА активизировала свои действия в Европе, планы по которому пока остаются конфиденциальными. Очевидно, что лига работает над расширением своего влияния на новые рынки.

«НБА стремится забрендировать себя как единственную ассоциацию с баскетболом, чтобы не оставить места для других ассоциаций», - утверждает Станислав Яковлев, основатель креативного агентства Special One, которое сотрудничает со спортивными клубами. «Они хотят, чтобы у детей ассоциировался баскетбол исключительно с НБА. Это как Pampers стали синонимом подгузников, а Xerox - копировальных аппаратов, даже несмотря на то, что это названия брендов, а не сами продукты. Если им удастся это осуществить, то все закончится полной гегемонией с максимальной коммерциализацией всего», - добавляет Яковлев.

По его мнению, ФИБА не нуждается в широком сотрудничестве с НБА, однако она не сможет сопротивляться давлению со стороны лиги. Он сравнивает эту ситуацию с историей Суперлиги, которая планировалась как альтернатива турнирам УЕФА, но с тем отличием, что у европейских футбольных чиновников больше возможностей для защиты собственных интересов.

Как отмечается, Adidas потерял прибыль после разрыва отношений с рэпером Канье Уэстом и его брендом. Немецкая компания столкнулась с убытками впервые с 1992 года. Трудности ФИБА отражаются в неспособности федерации достичь согласия с руководством Евролиги. Обе структуры действуют независимо друг от друга, что регулярно приводит к конфликтам. ФИБА контролирует важнейшие международные соревнования сборных команд, но на уровне клубов у него меньше влияния.

Федерация баскетбола проводит такие популярные соревнования, как Лига чемпионов и Кубок Европы (ранее известный как Кубок вызова), но несмотря на их статус, эти турниры не обладают таким же коммерческим успехом, как Евролига. Структуры данных соревнований постоянно конкурируют за внимание зрителей и участников.

Проблема накладывается на расписание игр: графики различных чемпионатов пересекались на протяжении многих лет, что создавало конфликты, из-за которых некоторые игроки, участвующие в престижнейшем европейском кубке, не могли выступить за свои национальные сборные.

Близкое сотрудничество с Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА) может угрожать самостоятельности Международной федерации баскетбола (ФИБА), но станет важным элементом в конкурентной борьбе с Евролигой.

У ФИБА может не хватить ресурсов (по состоянию на 2022 год доход составил всего 100 миллионов евро) для достойной конкуренции с влиятельным и преуспевающим брендом.

Тем не менее, у Евролиги также есть свои преимущества - уникальная специфика европейского баскетбола, которая существенно отличается от НБА.

Согласно Шарифьянову, Евролига является успешным продуктом, хотя в сравнении с футболом он имеет некоторые ограничения и не является источником большой прибыли.

Клубы часто нуждаются в дотациях, и экономическое состояние баскетбола в Европе оставляет желать лучшего.

Однако качество баскетбола на высшем уровне, согласно Шарифьянову, можно найти именно в Евролиге, где выступают все звёзды, не играющие в НБА.

С точки зрения уровня игры, страсти и конкуренции, Евролига занимает лидирующие позиции.

Сравнивать регулярный чемпионат НБА с Евролигой негласно кажется бессмысленным.

В Соединенных Штатах Америки баскетбол - это развлечение.

Матчи НБА можно смотреть в любой момент и получать удовольствие, ведь это шоу с участием звёзд первой величины - великооплачиваемых профессионалов

Луи Виттон объявил о заключении партнерства с баскетбольной звездой НБА Виктором Вембаньямой Шарифьяновым в качестве нового спортивного амбассадора компании перед предстоящей Олимпиадой в Париже. Это событие стало знаковым шагом для французского бренда в спортивной индустрии и подчеркнуло его стремление к укреплению присутствия на мировой спортивной арене.

Одновременно российский спортивный журналист Шарифьянов выразил мнение о проблемах, с которыми сталкивается Евролига в сравнении с НБА. Он подчеркнул, что финансирование оставляет желать лучшего для европейской лиги, особенно в контексте телевизионных трансляций. В 2023 году доходы от трансляций в Евролиге составили всего лишь 33,7 млн евро, в то время как НБА с контрактами с ESPN и TNT ежегодно зарабатывает 2,6 млрд долларов.

Шарифьянов обозначил проблему упаковки продукта и отметил, что НБА успешно продаёт свой бренд и создаёт лояльность болельщиков через активное использование социальных сетей и видеороликов. В то время как европейские клубы и лиги уступают в этом плане, что приводит к отставанию в развитии и привлекательности продукта.

Однако Шарифьянов признал, что культура болельщиков в Европе очень сильная, особенно в странах, где баскетбол пользуется большой популярностью, таких как Турция, Греция, Сербия, Испания и Израиль. Он указал на уникальность европейских клубов, где под одним брендом выступают команды разных видов спорта, что усиливает единство и поддержку болельщиков.

Руководство Евролиги также активно работает над привлечением новых источников финансирования. В 2022 году генеральным директором организации стал Деян Бодирога, бывший чемпион мира по баскетболу в составе сборной Югославии. Он сосредотачивает усилия на привлечении инвесторов из Ближнего Востока, а также ведёт переговоры с авиакомпанией Fly Emirates о возможном титульном спонсорстве. Таким образом, Евролига нацелена на развитие и укрепление своей позиции в мировом спортивном бизнесе, преодолевая финансовые трудности и активно привлекая новых партнёров и инвесторов.

В настоящее время роль транспортного перевозчика в футбольном клубе занимает Turkish Airlines, который выплачивает 10 миллионов евро ежегодно в соответствии с контрактом, заключенным до 2025 года. Компания Fly Emirates готова увеличить эту сумму в 5-6 раз.

В профессиональной лиге НБА можно заметить увеличение результативности игроков, и 60+ очков за матч уже перестали быть исключением. Лига делает упор на атакующую игру, а лучшие баскетболисты текущего поколения стремятся обновить рекорды своих предшественников.

Предполагается, что привлечение в турнирный состав клуба из ОАЭ с неопределенным наименованием принесет доход в размере 150 миллионов долларов. Предположительно, данный клуб сможет дебютировать в 2025 году.

В феврале испанское издание Encestando сообщило о возможности заключения семилетнего соглашения между Дубаем и Евролигой. Соглашение предусматривает, в том числе, проведение игр «Финала четырех» на местной арене Etihad. Каждый раз такое соревнование должно приносить Евролиге 25 миллионов долларов. На данный момент официального подтверждения этих сделок пока нет.

По словам Шарифьянова, внесение шейхов из Эмиратов в финансирование европейского баскетбола выглядит более оправданным. Возможно, в НБА недооценивают свои шансы на европейском рынке, чтобы окупить затраты на создание здесь лиги или хотя бы команды. Фан-база, безусловно, вырастет, и некоторое количество платежеспособных европейцев, возможно, станут болельщиками команд НБА, но это не окажет существенного влияния на мировой спортивный рынок.

Ведь в странах, таких как Англия, Германия, Италия и Испания, футбол остается вне конкуренции и сохраняет свою популярность как номер один спорт.

По материалам: www.vedomosti.ru