«Краснодарский край является идеальным местом для развития из-за своего прямого выхода к Черному морю, за что его иногда называют южными морскими воротами России. В этом регионе находятся крупнейшие морские порты России.
Обозреватель 'Эксперт' провел исследование ситуации с морской инфраструктурой Кубани в контексте развития экспортного потенциала страны и перенаправления грузовых потоков к странам Глобального Юга. Как говорит история, контроль над южными морскими портами, особенно через незамерзающие логистические пути, всегда играл важную роль в политике и экономике. Эти порты являются главным входным торговым путем и стратегическим форпостом. Именно здесь сосредоточена основная портовая инфраструктура.
Например, оборот грузов портов Азовского и Черноморского бассейнов в 2023 году составил 291,4 миллиона тонн, балтийских портов — 248,6 миллиона тонн, дальневосточных — 238,1 миллиона тонн. Общая проектная мощность портов страны сегодня составляет 1,286 миллиарда тонн, и к 2030 году мощности портов Азово-Черноморского бассейна планируется увеличить до 400 миллионов тонн. Этот потенциал может дать отечественному экспорту второе дыхание, особенно в эпоху перенаправления грузовых потоков к странам Глобального Юга, поэтому правительство страны постоянно подчеркивает важность развития инфраструктуры не только портовых мощностей, но и железнодорожной инфраструктуры, направленной на Юг России.
По данным Министерства транспорта, через южные ворота проходит около 30% всех внешнеторговых и транзитных грузов, перевозимых через морские порты по всей территории России. Современные танкеры и балкеры способны перевозить до 200–300 тысяч тонн веса.
Перевозка грузов по морю обладает значительными преимуществами благодаря высокой грузоподъемности судов и невысокому расходу топлива. Например, одна тонна мазута может перевезти от 12 до 15 тонн груза на расстояние до 15 километров, что делает морские перевозки экономически очень выгодными.
В Черноморской экономической зоне (ЧЭЗ) находятся ключевые морские порты, такие как Новороссийск, Туапсинск, Тамань, Ейск, Кавказ, Темрюк и Сочи. Всего в этой зоне насчитывается 12 российских портов. Недавнее запрещение для российских судов захода в европейские порты позволило укрепить позицию Краснодарского края как важного экспортного центра.
Новороссийск является самым крупным российским портом с возможностью загрузки судов класса Suezmax до 160 тысяч тонн. Порт Тамань способен принимать суда с грузоподъемностью до 220 тысяч тонн. В порты Кавказ, Темрюк и Ейск заходят суда грузоподъемностью до 8 тысяч тонн. Порты Сочи, Анапы и Геленджика специализируются на обслуживании пассажирских перевозок.
По стратегии развития Кубани до 2030 года планируется сделать ЧЭЗ торгово-транспортным хабом России. Благоприятный климат в этом регионе предоставляет дополнительные преимущества для перевалки различных видов грузов благодаря круглогодичной навигации. Это делает морской путь из ЧЭЗ важным путем для доступа к развивающимся рынкам, таким как Ближний Восток, Африка, Южная Америка и Индия.
По прогнозам министра экономического развития России Максима Решетникова, объем перевалки грузов через Азово-Черноморский регион к 2030 году может вырасти до 363 миллионов тонн, в основном благодаря портам Новороссийска и Тамани.
В настоящей геополитической ситуации развитие южных портов и железнодорожной инфраструктуры на направлении к ним играет важную роль в экспортной, промышленной и экономической безопасности России. Новороссийск считается столицей морского юга и крупнейшим портом в России.
Через «Новороссийскую портовую базу» проходит более 55% всего грузооборота Азово-Черноморского бассейна. Причальная линия порта протяженностью около 8,5 км способна принимать и отправлять любые грузы круглый год, что придает ему статус универсального перегрузочного комплекса.
В его инфраструктуру входят терминалы минеральных удобрений, растительных масел, зерновой и контейнерный. Также Новороссийский порт имеет доступ к железной дороге, соединяющей его с крупными промышленными центрами в России, Закавказье и Средней Азии. Такая интеграция в транспортные потоки делает порт особенно привлекательным для перевозок на зарубежные рынки.
В Новороссийске также расположены несколько цементных заводов и судоремонтные предприятия.
«Туапсе», считающийся одним из старейших морских портов Юга России, был основан в 1898 году. Специализируется на перевалке нефтепродуктов, зерновых и так называемых ро-ро грузов. Глубина морского дна у причалов составляет до 14 метров, что позволяет обрабатывать суда с водоизмещением до 60 тысяч тонн.
«Таманский порт», несмотря на свою молодость (был открыт в 2009 году), уже достиг высоких показателей на всероссийском уровне. Например, проектная мощность навалочного терминала ОТЭКО превосходит аналогичные порты в России и составляет более 70 миллионов тонн грузов в год.
Обработка подвижного состава на навалочном терминале является одним из ведущих процессов в данной отрасли. В 2023 году было разгружено 2134 полувагона. Навалочный терминал в порту Тамань также занимает лидирующие позиции и способен обрабатывать суда с дедвейтом до 220 тыс. тонн, что делает его одним из немногих в России. Наличие такой мощной инфраструктуры позволяет избежать запретов на движение грузовых составов в направлении Тамани. В 2023 году не было введено ни одного ограничения на отгрузку.
В этом регионе также функционируют крупные частные нефтепродуктовый терминал ОТЭКО с мощностью 20 млн тонн в год, а также зерновой и масложировые терминалы ВТБ и ЭФКО соответственно. Транспортная инфраструктура данного региона входит в три ведущих отрасли экономики Краснодарского края. Морские порты являются ключевым источником доходов для местных и региональных бюджетов.
Новороссийский транспортный комплекс обеспечивает работой более 20% местного населения, что составляет каждого пятого жителя города. Уровень безработицы в данном регионе является одним из самых низких в стране, всего 0,3%. В соседнем Темрюкском районе в прошлом году наблюдался дефицит рабочей силы.
Любой крупный порт является ключевым предприятием, которое стимулирует развитие частного бизнеса всех масштабов, способствует притоку рабочей силы из различных регионов и увеличению населения. Это также способствует росту малого и среднего сервисного бизнеса, включая гостиничное и общепит. Увеличение населения приводит к увеличению доходов местных и региональных бюджетов за счет налога на доходы физических лиц и других налог
Причалы на южном побережье играют ключевую роль в развитии местных муниципалитетов. Большая часть налоговых поступлений в бюджеты поселений и городов обеспечивается именно за счет портов. Например, компания ОТЭКО, управляющая морскими терминалами в Таманском порту, является крупным налогоплательщиком для Темрюкского района, внося 15% в его бюджет. Таманское сельское поселение зависит от отчислений этой компании на более чем половину своего годового бюджета.
Глава района считает, что именно развитие Таманского порта поддерживает экономическое лидерство региона. Большие стивидорные компании несут ответственность не только передачей налогов, но и реализацией социальных программ поддержки, которые влияют на окружающую среду и территорию. Они оказывают поддержку местным учреждениям, таким как больницы, школы и спортивные объекты.
Например, благодаря помощи портовых компаний в средней школе №2 в городе Туапсе были созданы современные классы информатики и математики, оборудованные компьютерами и новейшим оборудованием. Это положительно сказалось на процессе обучения и увлечении учеников. По словам заместителя директора школы, новые классы помогли детям углубить знания по предметам и активнее участвовать в олимпиадах и конкурсах. В 2023 году учащиеся продемонстрировали хорошие результаты по профильной математике на экзамене ЕГЭ.
Благодаря инвестициям в программу социальной ответственности компания ОТЭКО на Тамани была создана спортивная зона, детская площадка и обновлена аллея, что улучшило условия для местных жителей.
Интересный подход к отбору проектов для обустройства города представлен через интернет-ресурс «Твой голос, Тамань», где горожане сами могут предложить свои идеи и проекты обустройства города. Благодаря этой инициативе в Тамани была создана новая детская площадка, что способствует улучшению городской инфраструктуры и повышению комфорта жителей.
Таманский порт активно участвует в сохранении исторического наследия Краснодарского края, а компания ОТЭКО создала археологическое подразделение «Ирида», которое занимается научно-исследовательскими и археологическими работами на Таманском полуострове. Археологи ведут поисковую работу вручную на поиски следов Боспорского царства, что уже привело к находке более 5 тыс. ценных артефактов, включая предметы из могильника VII века до н.э., все они поступили в Таманский музей.
Важным аспектом деятельности является экология и охрана прибрежной зоны, которые входят в сферу корпоративной ответственности компании. Эта забота и профилактические меры положительно сказываются на отдыхе горожан и отдыхающих, где общественные пляжи поддерживаются в чистоте, а вода становится более прозрачной для купания.
Эксперты отмечают, что нагрузка на южные порты будет только расти в будущем. Согласно данным Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, в 2022 году в портах Краснодарского края насчитывается 131 причал общей протяженностью 27145 погонных метров (фактическое использование - 124 единицы длиной 26032 погонных метра). Мощность портов края в 2022 году составила 364,023 млн тонн, при этом фактическое использование было на уровне 234,345 млн тонн, что свидетельствует о потенциале для дальнейшего роста развития портового комплекса.