Минпромторг внес изменения в программу льготного лизинга, исключив из нее легковой и легкий коммерческий транспорт. Теперь субсидии будут предоставляться только на приобретение транспорта категории D, включая автобусы с девятью посадочными местами и более. Информацию об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.
По словам одного из источников издания, эти изменения значительно ограничили список автомобилей, которые могут быть приобретены субсидированным лизингом. На текущий момент поддержка государства доступна только при покупке автобусов, тягачей КамАЗ и электромобилей. Исключены из программы грузовые версии LCV от ГАЗа и «Соллерса», а также модели Haval, китайские автомобили от калининградского завода «Автотора» (BAIC, Kaiyi, SWM). Причиной таких изменений называется необходимость сокращения расходов бюджета. Источники газеты утверждают, что начало отказов связано с желанием более эффективно использовать имеющиеся средства.
Кроме того, предполагается, что недостаток средств может быть связан с задачей обновления автобусного парка и увеличением продаж электротранспорта, что и послужило поводом для установления приоритета в предоставлении субсидий. Общие затраты на льготный автолизинг в 2024 году оцениваются в два миллиарда рублей. Эта сумма осталась на том же уровне, что и год назад, но летом ее увеличили на 7,8 миллиарда.
Отмечается, что китайские автомобили активно захватывают рынок в России. Ранее уже был замечен рост интереса китайских брендов к автомобильному сектору РФ. В связи с этим возникли опасения о конкуренции китайских автопроизводителей с традиционными мировыми брендами, такими как Америка и Европа.
Представитель «Группы ГАЗ» отреагировал на резкое урезание программы льготного лизинга, назвав его неожиданным. Из-за этого около тысячи автомобилей застряли в дилерской сети. Для многих из них уже были утверждены условия и оформлены документы, однако изменения привели к сорванным сделкам.
Представитель отметил, что большинство продаж коммерческого транспорта осуществляется через лизинг, в основном по льготной программе. Следовательно, регулирование рынка вручную значительно увеличивает неопределенность в отрасли.
От официальных лиц «Соллерса» поступило предположение о возможном увеличении финансирования в течение года. В противном случае, продажи могут начать стагнировать. Аналитики «Автостата» высказали мнение, что при сохранении текущих условий программа льготного лизинга может привести к падению рынка не на рост, а на пять процентов.
Ранее глава компании «КамАЗ» Сергей Когогин сообщил, что «Москвич» не намерен стремиться к выпуску 50 тысяч автомобилей в год. По его словам, в текущем году будет собрано 30-35 тысяч машин, а безубыточный уровень производства составит 40 тысяч единиц.